В статье проведен комплексный анализ формирования светского образования в Дагестане в XIX в., показаны содержательные особенности преломления специфики светского образования в этно культурном пространстве. На основе концепции культурного диалога освещена практика многокультурного образования, включающая широкую сеть светских и религиозных учебных учреждений на территории Республики Дагестан.
1. Гаджиев А.-Г. С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1966. 62 с.
2. Гаджиев В. Г. Роль России в истории Дагестана. М.: Наука, 1965. 395 с.
3. Гусаева К. Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности: автореф. дис. … д-ра ф. наук. Махачкала, 2006. 43 с.
4. Загурский Л. П. К. Услар и его деятельность на Кавказе // ССКГ. Вып. X. Тифлис, 1881.
5. Каймаразов Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. 158 с.
6. Козубский Е. И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. Порт-Петровск, 1890.
7. Мамедов С. М. Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 1998. 31 с.
8. Раздольский С. А. Миссионерская деятельность православной церкви на Северном Кавказе в XIX - начале XX веков: автореф. дис. … канд. истор. наук. Краснодар, 1997. 31 с.
9. Свистунова А. И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1973. 148 с.
10. Ханбабаев К. М. Исламское образование в республике Дагестан: состояние и проблемы // Состояние и проблемы преподавания культурологических дисциплин в вузах и школах Дагестана: материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала: ДГПУ, 2008. С. 121-130.