@article{Бойцова2023-03-27, author = {Т. Б. Бойцова, В. В. Горбунова, М. В. Пузык, Л. П. Ардашева}, title = {Особенности преподавания неорганической химии в педагогическом вузе}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Неорганическая химия является одной из основных образовательных дисциплин, изучаемых студентами второго курса, обучающимися на факультете химии РГПУ им. А.И. Герцена по образовательным программам подготовки бакалавра 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Химическое образование») и 04.03.01 «Химия» (профиль «Химия»). В учебном плане профиля «Химия» дисциплина «Неорганическая химия» является составной частью модуля «Основы химии», изучается в течение двух семестров (3 и 4 семестр) и включает лекционные и лабораторные занятия. Кроме того, в модуле предусмотрены лабораторные практикумы «Неорганический синтез» и «Синтез координационных соединений», а также дисциплины «Экологические аспекты химии непереходных элементов» и «Химия f-элементов». В рамках профиля «Химическое образование» по учебному плану предусмотрен модуль «Неорганическая химия», включающий лекционные и лабораторные занятия по «Химии непереходных элементов» (3 семестр) и «Химии переходных элементов» (4 семестр), а также учебную предметно- содержательную практику, реализуемую в 4 семестре в рамках направления «Педагогическое образование» (профиль «Химическое образование»). Учебные планы профилей существенно отличаются по количеству часов, выделяемых на лекции и лабораторные занятия, и обеспечивают более насыщенно изучение дисциплины по направлению «Химия» - 68/80 лекционных часов в противовес «Химическому образованию» - 48/56 часов лекций. Изучение неорганической химии строится по классической схеме, опираясь на длиннопериодный формат Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, - от непереходных элементов 17ой группы периодической системы к 13-ой группе, а затем 1 и 2-ой группам (s- и p-элементы) от переходных элементов 3-ей группы к 12-ой (//-элементы). В процессе подготовки будущих учителей большое внимание уделяется формированию навыков практической работы обучающихся, которые приобретаются на лабораторных занятиях. Для подготовки и выполнения лабораторных работ преподавателями кафедры издан «Практикум по неорганической химии». Календарным планом предусмотрены лабораторные работы практически по каждой изучаемой теме. Как правило, лабораторная работа включает 15-20 опытов и выполняется в течении 4 часов (2 пары), подкрепляясь изучением теоретического материала, что позволяет компенсировать небольшое число лекционных занятий. Выполняя несложный лабораторный эксперимент, студенты совершенствуют и углубляют теоретические знания о свойствах отдельных химических элементов и их соединений, выстраивают целостную картину изучаемой дисциплины. Лабораторные занятия проводятся в группах до 16 человек, что позволяет в полной мере реализовать индивидуально- ориентированный подход в обучении и приобретении практических навыков и умений. Выполнение работ парами студентов способствует формированию личностный качеств умению работать в команде, взаимодействию, взаимной поддержке. Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме проверки индивидуальных домашних заданий и протоколов выполненных лабораторных работ, выполнения контрольных работ. Индивидуальные домашние задания представлены в «Практикуме по неорганической химии» по каждой теме, как правило, включают теоретические вопросы и расчетные задачи, выполняются каждым студентом индивидуально. Особое внимание уделяется формированию речевой культуры будущих учителей, чему способствуют защиты лабораторных работ и индивидуальных заданий в форме беседы с преподавателем. В каждом семестре предусмотрено две контрольные работы, успешность выполнения которых во многом определяется интенсивностью работы студента в течение семестра. Дополнительной формой контроля текущей успеваемости является выполнение тестов в системе “МооШе”. Тесты также являются удобной формой самопроверки знания студентами и средством для подготовки к контрольным работам. 4 семестр включает выполнение курсовой работы. Существенной проблемой является незначительное количество часов, выделяемых преподавателю для осуществления данного вида учебной работы (2 часа). Результатом проблемы является только реферативная форма выполнения курсовой работы по обозначенных преподавателем темам. Вместе с тем, реферативный формат имеет плюсы в формировании навыков поиска и работы с литературным источниками, анализа, обобщения и представления материала в форме доклада и презентации. В целом система преподавания неорганической химии на факультете химии РГПУ им. А.И. Герцена позволяет осуществлять подготовку не узкоспециализированного учителя химии или научного работника, а высококвалифицированных специалистов, которые обладают обширными экспериментальными навыками и глубокими теоретическими знаниями.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/521}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/547}, }