@article{Александрова2023-03-27, author = {Е. А. Александрова, Т. Б. Пахомова, В. И. Башмаков, Л. П. Ардашева, Е. И. Исаева}, title = {Роль химического эксперимента в преподавании курса общей и неорганической химии в СПБГТИ(ТУ)}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {С момента своего основания в 1828 году Санкт-Петербургский технологический институт (СПбГТИ(ТУ)) специализировался на подготовке инженеров-технологов в области прикладной химии и химической технологии. Он является старейшим в России технологическим высшим учебным заведением. Обучение химии является одним из приоритетных направлений образования СПбГТИ(ТУ), в котором изучение теории сочетается с практическими задачами. Курс Общей и Неорганической химии преподается студентам всех химических специальностей на первом году обучения как будущих бакалавров, так и специалистов. Этот же курс в несколько сокращенном виде преподается слушателям Центра среднего специального образования СПбГТИ(ТУ). Запросы современного общества приводят к систематическому изменению как содержания самих курсов, так и методов преподавания. Однако сопровождение обучения экспериментальными химическими практикумами и демонстрационными опытами является актуальным и востребованным. Лекционный эксперимент. Для всех студентов химических специальностей СПбГТИ(ТУ) лекции читают в Большой Химической Аудитории, сохранившей дух более чем столетней истории преподавания химической науки. Еще во время строительства в начале ХХ века, аудитория была оснащена всем необходимым для проведения демонстрационного эксперимента. И в наши дни, в процессе изложения теоретического материала, преподаватель с помощью лекционного ассистента имеет возможность показывать студентам химические эксперименты, демонстрировать образцы веществ и материалов. Современные технические возможности позволяют демонстрировать в записи опасные и редкие опыты. Особенно важно продемонстрировать студентам с помощью высококвалифицированного ассистента те опыты, которые требуют высокого уровня лабораторной подготовки, поскольку самостоятельное выполнение таких экспериментов для студентов небезопасно. При проведении Дней Открытых Дверей СПбГТИ(ТУ) в Большой Химической Аудитории проходит «Химическое Шоу» с показом лучших демонстрационных экспериментов. Это мероприятие пользуется большим успехом у студентов и абитуриентов института и сопровождается пояснением лектора. Лабораторный практикум в ходе изучения курса Общей химии. С сентября по декабрь студенты слушают курс лекций по Общей химии. В зимнюю сессию студенты сдают экзамен по Общей химии. В завершении изучения каждой темы Общей химии в первом семестре студенты самостоятельно проводят 2-х часовую лабораторную работу, пользуясь методическими указаниями. На кафедре неорганической химии СПбГТИ(ТУ) разработаны пособия по проведению лабораторного практикума по следующим темам: «Окислительно-восстановительные реакции», «Гомогенные равновесия в растворах электролитов», «Ионные реакции», «Гетерогенные равновесия», «Комплексные соединения» . Студенту предоставляется индивидуальное рабочее место, набор реактивов и посуды. Лабораторный практикум в ходе изучения курса Неорганической химии. Теоретический курс Неорганической химии начинается в СПбГТИ(ТУ) с декабря, и продолжается до конца учебного года, в летнюю сессию студенты сдают экзамен по Общей и Неорганической химии. Для всех студентов химических специальностей изучение лекционного материала сопровождается практическими занятиями, в ходе которых они учатся решать конкретные задачи, связанные с прикладной химией. Занятия сопровождаются индивидуальными контрольными мероприятиями в виде самостоятельных и контрольных работ. Особое внимание уделяется проведению коллоквиумов, когда студент в ходе научной беседы с преподавателем учится устно излагать изученный материал. Такие навыки социального научного общения необходимы для дальнейшего участия будущего специалиста в конференциях, научных мероприятиях и работы в коллективе. В течение весеннего семестра в ходе изучения неорганической химии студенты выполняют «Лабораторный практикум по качественному полумикроанализу» (в большинстве случаев еженедельно по 4 часа). Каждому студенту выделяется индивидуальное рабочее место с набором реактивов (около 70 наименований), набор посуды и штатив с пробирками, электрическая плитка с водяной баней. На общем столе, расположенном в вытяжном шкафу, находятся наиболее едкие, ценные или опасные реактивы (еще около 60 наименований). Лаборатория снабжена центрифугами, позволяющими отделять осадки от растворов. Такое разнообразие реактивов и оборудования позволяет проводить огромное количество химических экспериментов. Под контролем преподавателя студенты выполняют лабораторные работы, заполняя последовательно индивидуальное пособие «Журнал лабораторных и самостоятельных работ по качественному полумикроанализу». В качестве контрольных мероприятий, кроме коллоквиумов и контрольных работ, студенты получают пять экспериментальных задач по определению состава выданного им водного раствора смеси катионов и анионов. Каждый год состав задач меняется, каждый студент выполняет индивидуальное, не повторяющееся в группе, задание. Только выполнив предыдущую задачу, студент может приступить к дальнейшему изучению более сложных элементов. Выполнение лабораторных задач для студента - эмоционально яркий момент обучения, который хорошо запоминается. Студенту необходимо не только понимание свойств отдельных элементов, но и использований различий для их разделения. В дальнейшем студенты вспоминают лабораторный практикум по Неорганической химии как один из наиболее интересных и увлекательных. Лабораторные занятия студентов СПО. В последние годы среднее профессиональное образование становится все более привлекательным для абитуриентов, число студентов СПО в СПбГТИ(ТУ) растет из года в год. В ходе первого года обучения студенты изучают курс Общей и Неорганической химии, в ходе которого участвуют в выполнении «Лабораторного практикума по качественному полумикроанализу». Для студентов СПО он имеет сокращенный характер, но в целом соответствует темам подготовки студентов- бакалавров, что позволяет зачитывать этот модуль при переходе студента СПО в систему высшего образования. Выводы. Несмотря на все большее использование дистанционных форм обучения, в СПбГТИ(ТУ) преподавание курса Неорганической химии сопровождается проведением демонстрационных экспериментов и лабораторных практикумов, что, несомненно, позитивно сказывается на уровне освоения предмета. Студенты получают возможность познакомиться с веществами и их свойствами, получить знания по их применению и химической технологии.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/519}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/545}, }