Общественное мнение является элементом представления центрам власти интересов населения, механизмом презентации наиболее острых и значимых для граждан проблем. В структуру общественного мнения входят массовые настроения, эмоции, чувства, а также формализованные оценки и суждения. В современной России исследователей, занимающихся изучением феномена общественного мнения, привлекают проблемы его функционирования в трансформирующемся обществе и взаимодействия с различными социальными институтами. Историческое изменение общественного сознания (неизбежно следующее из исторической изменяемости самого общества), без учета которого невозможно понять ни функций социальных институтов, ни политики, ни культуры иных эпох и стран, обусловливают привлечение к проблемам общественного сознания исследователей в политологии, истории, литературоведении, культурологии.
1. Аристотель. Политика / пер. с древнегреч. М.: АСТ, 2002. 212 с.
2. Антипьев А. Г. Общественное мнение в политической жизни современного общества // Введение в политологию: учебное пособие. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 284 с.
3. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. 350 с.
4. Гавра Д. П. Общественное мнение как фактор принятия политических решений // Вестник С-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2000. Вып. 1. 63 с.
5. Гегель Г. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 311 с.
6. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Ч. II. О государстве // Антология мировой политической мысли. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М.: Мысль, 1997. 445 с.
7. Иванов О. И. Общественное мнение и власть // Социально-политический журнал. 1993. № 7.
8. Лебон Г. Психология масс. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. 241 с.
9. Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. 365 с.
10. Пальмиери М. О гражданской жизни // Антология мировой философии. Возрождение. Мн.: Харвест, 2001. 303 с.
11. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Трактаты. М.: Наука, 1969. 356 с.
12. Салемгареева Л. С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии, методы манипулирования. URL: // http://vestnik.ipk.ru/vip_2_salem.html
13. Судас Л. Г. Общественное мнение: российский дискурс // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6.
14. Суслов Е. В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества: дис.... канд. полит. наук. М., 2004. 170 с.
15. Тард Г. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, 1999. 381 с.
16. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: Academia, 1996. 331 с.