%0 %A Абдульмянов, А. Р. %A Ардашева, Л. П. %A Пузык, М. В. %T Особенности организации занятий по химической информатике %D 2023 %X В университетской программе подготовки химиков традиционно большое внимание уделяется экспериментальным практикумам. Однако в последнее десятилетие с развитием информационных технологий появилось много новых методов и программ для теоретических расчетов в неорганической химии. Вопрос организации и разработки лабораторных работ в компьютерных классах не теряет актуальности. В 2022 г. мы изменили программу курса «Химическая информатика», в основу которого теперь положены поиск и обработка больших объемов химической информации, расчет молекулярных дескрипторов, построение регрессионных и классификационных моделей машинного обучения, оценка их качества и области применимости. На практических занятия студенты знакомятся с языком Python , учатся пользоваться такими библиотеками, как Numpy , Pandas , RDKit , Scikit-learn . Самостоятельные задания имеют химическую направленность. Например: построение моделей для предсказания температур кипения, растворимости, написание программ для расчета результатов химического эксперимента и др. Часть занятий посвящена работе в excel, в ходе которой студенты учатся пользоваться стандартными и статистическими функциями excel, строить графики и диаграммы. Краткое содержание лекционного курса представлено далее. Кодирующие представления молекул: линейные представления SMILES, алгоритм Моргана, SMIRKS, SLN, идентификатор InChI, теория графов, структурные ключи, молекулярные отпечатки, хэшированные молекулярные отпечатки, матричные представления, табличные представления, трехмерные представления, стандартные форматы файлов (mol, sdf, rxn, rdf). Химические базы данных: классификация БД, структурный поиск в БД, важнейшие химические БД Дескрипторы: топологические, трехмерные, фрагментные, фармакофорные, физико-химические. Построение и валидация моделей: этапы построения, предобработка данных, методы машинного обучения, принципы отбора дескрипторов, валидация моделей, область применимости моделей %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/517