RT - научная статья SR - Electronic T1 - Коммуникативное поведение здоровых детей дошкольного возраста и детей-инвалидов в процессе их диадного взаимодействия JF - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена SP - 2023-07-10 A1 - Белан, Екатерина Евгеньевна YR - 2009 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/4523 AB - Статья посвящена проблеме изучения коммуникативного поведения здоровых детей дошкольного возраста и детей-инвалидов в процессе их диадного взаимодействия. Отмечено, что такое поведение дошкольников характеризуется многообразием эмоциональных проявлений, обусловленных мотивацией как их взаимного принятия, так и взаимного отторжения. Показано, что после участия детей в специальном коммуникативном тренинге их поведение претерпело существенные изменения. Наиболее значительным фактором этой динамики оказалось возникновение у дошкольников партнерской позиции, составляющими которой были: мотивация к сотрудничеству как основа игры, стратегия сотрудничества как своеобразного разделения труда и активная вербальная коммуникация, знаменовавшая собой возникновение подлинного диалога между детьми. Подобные реакции рассматриваются в качестве основы для эффективной интеграции больных детей в общество как фактора важнейшей морально-этической ценности на современном, чрезвычайно противоречивом этапе развития социума.