TY - JOUR T1 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОМ БАКАЛАВРИАТА AU - Ян, Нин Y1 - 2023-03-27 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/449 N2 - Процесс художественного восприятия произведения искусств в значительной мере зависит от возрастных особенностей реципиента. В категории «студент» с позиций общего развития личности отражаются процессы взаимодействия с внешним миром. Восприятие студентами художественных произведений способствует формированию художественно-эстетических особенностей восприятия и творческом осмыслении искусства. Проблемы восприятия художественных произведений, включая музыкальные шедевры мирового искусства связаны с подготовкой студента к освоению профессиональных компетенций. Понятие «художественное восприятие» изучалось в работах Н. Н. Волкова, С. Х. Раппопорта, Б. М. Теплова1 и многих других ученых, внесших вклад в развитие музыковедения, педагогики искусства и дисциплин, связанных с обучением студентов бакалавриата. Студенты бакалавриата относятся к возрастной категории, обладающей психологическими особенностями восприятия окружающего мира. При восприятии художественного произведения у обучающихся должны проявляться положительные психические состояния - радость, восторг, удивление, удовлетворенность, воодушевление, спокойствие, гордость и т. д. Проявляясь в осмыслении искусства у студента психические состояния влияют на личностный рост в получении новых знаний, в том числе в музыкальном направлении. Просмотр и прослушивание музыкальных произведений улучшает продуктивность мыслительной деятельности, развивает память и воображение, формирует основы художественного восприятия и представление о музыке, повышает интерес к искусству во всех его проявлениях. Возрастные особенности восприятия искусства заключаются в том, что чем опытнее студент, тем больше рациональность в отношении к художествен- 1 Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Теплов Б. М. М.: АПН РСФСР, 1946. Вып. 11. С. 7-26. 336 ным произведениям. Чем моложе студент, тем эмоциональнее и импульсивнее воспринимаются любые виды искусства, музыка, литература, живопись, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство. В процессе познания произведений в возрасте на уровне бакалавриата студент способен к саморегуляции положительных и отрицательных состояний, что влияет на обучение и освоение профессиональных компетенций. Процесс восприятия зависит от условных рефлексов физиологической реакции на произведение искусства. Нервные взаимосвязи, воздействуя на рецепторы в коре больших полушарий головного мозга образуют комплексные раздражения на художественные произведения. Так, у человека появляются ассоциации с образами, музыкальными, живописными, и другими, сопутствующими взаимосвязям с аудиальными, визуальными, кинетическими особенностями возраста реципиента. В результате восприятие постоянно сопровождает перцептивную деятельность студента. Перцепция художественной деятельности заключается в совокупности психических процессов восприятия произведений искусства. Музыкальные произведения - звук, интонация, ритм. Живописное произведение - цвет, линия, композиция. Литературное произведение - слово, буква. Большое значение имеет смысл и значение произведения в мировом искусстве на всех уровнях познания. Особенно важна устойчивость образов в художественном осмыслении произведения. Восприятие - это сложный психологический процесс, обусловленный целями и задачи реципиента в создании перцептивного образа на основе слухового, зрительного, тактильного, обонятельного ощущений, включая дополнительно вкус и интуицию. Воспринимая художественное произведение, студент на сознательном уровне определяет внутреннюю сущность и значение объекта на внутреннем осмыслении эмоций, чувств, знаний, что создает условия для дальнейшего взаимодействия с искусством во всем его многообразии. Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов: 1. Художественно-смысловое восприятие, создающее «концепцию восприятия»; 2. «Раскодирование» художественно-образного языка произведения искусства; 3. Эмоционально-эмпатическое «вхождение» в произведение искусства, сопереживания и соучастия; 4. Формирование ощущения художественной формы и чувства эстетического наслаждения2. Все механизмы обладают особыми свойствами, связанными с художественным воображением и созданием художественного образа на субъективном уровне восприятия. Студент как субъект восприятия создает собственную Психологический журнал. Т. 6. № 3. 1985. С. 150-153. 337 мыслесферу художественного восприятия на основе объективных форм и смыслов художественного произведения. У принимающего субъекта формируется осознанное восприятие звуков, интонаций, тональностей, цвета, формы в тактильных, визуальных, аудиальных ракурсах познания. В процессе восприятия студент индивидуализирует свой опыт художественного осознания произведений и создает определенную матрицу ценностей и смыслов произведения искусства, что в дальнейшем влияет на профессиональную деятельность музыканта, художника, творца в широком смысле деятельности. Эмоция создает основу для творческой активности и стремлении личности к созданию художественного произведения или к освоению новых художественных форм искусства. Важное значение в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов в области искусства имеют знания в области теории, истории, методики искусствоведения и сопутствующих дисциплин, имеющих профессиональную направленность. Познавая искусство, студент развивает интеллектуальные и творческие способности, что является одним из наиболее эффективных путей духовного, нравственного и эстетического воспитания. Восприятие художественного произведения требует активизации способностей личности студента к соотношению мира искусства и реального мира, в его прекрасном и безобразном разнообразии. Так, внутренний мир личности и осмысление произведения в целом формируют основы психологического восприятия художественных произведений. При этом, важно понимать, что искусство познания возможно только в условиях реального соприкосновения произведения с внутренним миром личности. Произведение искусства в процессе осознания личностью своего внутреннего мира открывает новый мир на эмоционально-чувственном уровне восприятия и становится базой для ценностных ориентиров в осмысления прекрасного и безобразного в эстетическом познания мира искусства. Художественное произведение через чувственные ощущения формирует соотношение прекрасного и безобразного, гармонии и хаоса. Авторы художественных произведений создают мир культуры и искусства, в котором студент познает окружающее пространство в разных эмоционально-чувственных формах, вследствие чего расширяются границы мировоззрения, появляющиеся художественные образы развивают интерес к творчеству и творческому процессу. Музыкант, художник, скульптор, писатель и другие с помощью своей фантазии облачают мыслесферу в художественные образы, передающие всю гамму многообразия мира. Студент воспринимает все грани прекрасного и безобразного создает субъективный мир образов, в которых воплощаются мечты и грезы. Именно в эти моменты необходимо включать студента в творческий процесс эмоционального восприятия. Чувственное восприятие искусства особенно важно в формировании гуманизма образованной личности в условиях глобализации. Гуманизм фор-338 мируется на основе взаимосвязи эмоций, чувств и мышления, что дает возможность воспринять художественные явления в совокупности объективных и субъективных факторов восприятия. Субъективность художественного образного мышления создает условия для самостоятельного познания искусства и оказывает влияние на духовно-эстетическое восприятия мира искусства. Процесс восприятия художественного произведения достаточно сложный, развивающийся в моментальном и длительном времени, в нем участвуют мышление, воображение, восприятие, память, эмоции, воля, внимание, каждый из них выполняет свою функцию в деятельности студента. Окружающая реальность, воспринимаемая через искусство, которое становится субъективной сферой гармоничной личности, с духовными, нравственно-эстетическими ценностями. Таким образом, восприятие художественного произведения способствует всестороннему развитию личности студента. Возрастные психологические особенности студента бакалавриата стимулируют формирование духовно-эстетические основы художественного освоения мира искусства. Поиски творческого осмысления окружающего пространства связаны с самосовершенствованием личности и стремлением к познанию в восприятии художественного произведения.