@article{Чан2023-03-27, author = {Х. Чан}, title = {ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Образование, как понятие, представляется сложным и многогранным. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный, художественно-эстетический и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Особой сферой социальной жизни образование стало с того времени, когда процесс передачи знаний социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Как социальное явление, образование - это объективная общественная ценность. В самом общем определении, под образованием человека понимается общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. В понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности и в процессе общения с другими людьми. В Законе Российской Федерации образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; и трактуется как воспитание в педагогическом смысле1. В национальной доктрине образования 1 Закон об Образовании. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 328 в Российской Федерации были сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества: - преодоление социально-экономического и духовного кризиса; - обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; - восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; - создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России; - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; - систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; - непрерывность образования в течение всей жизни человека; - многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; - преемственность уровней и ступеней образования; - развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании; - академическую мобильность обучающихся; - развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; - подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых науко -емких технологий; - экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Исходя из основных положений образовательной доктрины, определяется содержание образования. Содержание чего-либо, в общем смысле - это совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их формы. С точки зрения дидактики вопрос о содержании образования выступает как содержательная сторона обучения в единстве с процессуальной стороной и принадлежит к чис- 329 лу «вечных вопросов», так как проблема остается всегда. Каждая из существующих педагогических концепций содержания образования связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII - начале XIX вв. В истории педагогики они известны как теории материального и формального образования. Материальная теория формирования содержания образования, известная в истории педагогики еще и как теория дидактического материализма обосновывает необходимость передачи учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Начало становления материальной теории формирования содержания образования было заложено еще в позиции Я. А. Коменского. Теория дидактического формализма, окончательно оформившаяся как формальная теория формирования содержания образования, исходила из постулата «многознание уму не учит», высказанного еще в древности Гераклитом и Цицероном. В дальнейшем эту позицию развивали И. Кант и Г. Песталоц-ци2, которые считали, что главной целью обучения должно быть усиление правильности мышления учеников или формальное образование», нацеленное, главным образом, на развитие способностей учащихся, их познавательных интересов, психических процессов (памяти, представлений, мышления и др.). Соответственно, в содержание образования должны включаться учебные предметы, отражающие, прежде всего, инструментальный, а не содержательный, фактологический материал. Теории содержания образования отличались односторонностью и были подвергнуты критике К. Ф. Ушинским. Истоки противостояния с одной стороны диктатуры, авторитаризма, с другой демократии и гуманизма, восходят к разному пониманию этих функций, человек - цель или средство, общество для него или он для общества. В современных отечественных педагогических направлениях существует множество определений понятия образования, среди них: 1) педагогически адаптированные основы наук; 2) совокупность знаний, умений и навыков; 3) педагогически адаптированный социальный опыт человечества3. Таким образом, мы приходим к выводу, что в самом общем определении, образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства. Вместе с тем, необходимо указать, что в образовании, решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от обучающихся не только овладения определенным учебным содержанием, 2 Путилова Л. М., Бубнова М. И. Философия и история образования: учебник. (1-е изд.). М., 2017. 3 Санжеева Л. В. Традиционная художественная культура народов Арктики в высшем педагогическом образовании. СПб.: Астерион, 2019. 128 с. 330 но и развития у них таких качеств, как сила - воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т. п. Также это важно для гуманитарного и художественного образования. В наибольшей степени этим требованиям соответствует содержание современного образования как в России, так и в Китае. В формировании мировоззрения новых поколений, когда основным образовательным ориентиром становится личность, особая роль отводится именно гуманитарному и художественному образованию. Так как, в отличие от прагматического обучения, гуманитарное и художественное образование призвано не только передавать и интерпретировать систему знаний о мире, а формировать личностное мировосприятие человека, выстраивать мир личности. Развитие художественного образования тесно связано с накоплением опыта коммуникативных отношений, опыта, который включает в себя знания природы человека и мира и преодоления противоречий, умения осуществлять взаимодействие с «другим» и разрешать данные противоречия, творчески решать личностные задачи, опыт переживания смысла своего единения с миром. Поэтому одним из важнейших признаков художественного образования является его мировоззренческая направленность. Художественное образование обладает безграничным потенциалом для формирования высокого уровня социально-гуманитарной и культурной образованности, а также духовно-нравственных качеств, интеллектуальной творческой активности человека, мировоззрения и гражданской позиции личности. Художественное образование - это путь личности, где во многом формируются взгляды на эстетическое восприятие и отражение окружающей действительности, где раскрываются потенции к творческой деятельности. Современное образование нацелено не на создание условий только передачи знаний, а на формирование личности. Целями современного образования определены формирование у человека своего отношения к миру, построение и умножение его душевной сущности, воспитание его в культуре и в нем культуры. При этом одной из ключевых является проблема в определении его места и роли в современной культуре. В связи с этим гуманитарное образование - это пространство возникновения, роста и реализации личности в любой сфере деятельности, в том числе художественной сфере. Гуманитарное художественное образование всегда связано с изучением смыслов бытия и знание не только информация или сумма доказанного. Знание - это, прежде всего, чужое понимание и путь к этому пониманию. Знание, мысли и образы, запечатленные в оригинальном философском, художественном, поэтическом и другом тексте, позволяют человеку по-настоящему прикоснуться, пережить, постичь, присвоить и сделать это знание собственным. Поэтому для современного образования нет знаний вообще, любое знание всегда чье-то, понятое кем-то, гуманитарное художественное знание - это знание-переживание. 331 В гуманитарном художественном образовании феномен этнокультурной идентичности опирается на способности человека к освоению культурной картины мира, создающей образ человека в целостном единстве своего собственного отражения и мира. В поисках идентичностей человек создает собственный мир культуры, где целостность основана на этнической принадлежности. В современной культуре множество идентичностей размывают необходимость этничности как средство достижения успеха в жизни. Поэтому с одной стороны усиливается процесс противостояния между традиционными этническим идентичностями и современными социальными, политическими, религиозными и многими другими идентичностями, которые коррелируют с проблемами мира и человека под воздействием как негативных, так и позитивных социокультурных трансформациях. Понятие «этнокультурная идентичность» как феномен культуры имеет исторические истоки развития, социальные основы трансформаций, психологические смыслы и содержание личности в самых разнообразных формах и видах. Научный уровень осмысления этнической идентичности личности раскрывает современные процессы формирования и развития этносов, показывает динамику трансформаций этнических стереотипов, становление новых идентичностей и устойчивость этнической идентичности в условиях унификации образа жизни и появления других профессиональных видов деятельности, влияющих на этническую идентичность в современной культуре4. Научные подходы раскрывают междисциплинарные особенности коннотаций и взаимосвязи исследовательских парадигм, находящихся в постоянном поиске этнокультурной идентичности в современной культуре. Сегодня понятие «этнокультурная идентичность» используется практически во всех научно-исследовательских направлениях, так как информационное пространство постоянно расширяется и появляются новые вопросы этнического характера обретают новые смыслы и проблемы развития этносов в современной культуре. В гуманитарно-художественном образовании вопросы этнокультурной идентичности связывают с традиционной культурой народов мира. Как показывают многочисленные исследования этнокультурная идентичность очень важна для гармоничного развития личности в современном обществе, так как именно принадлежность к этносу дает личности психологическую устойчивость для самореализации в любых социальных группах, стратах, религиозных системах, культурах и т. д. Вследствие проведенного анализа мы приходим к выводам: • содержание гуманитарного художественного образования связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от 4 Набок И. Л. Этническая толерантность и идентичность // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности. сборник статей по материалам XI Международной научно-практической конференции / научный редактор И. Л. Набок. СПб., 2009. С. 18-24. 332 факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию, что связано с этнокультурной идентичностью личности; • образование направлено на формирование этнокультурной идентичности, где сочетание единство истины и ценности, факта и смысла; • гуманитарное художественное образование ориентировано также и на формирование этнокультурной идентичности личности; • этнокультурная идентичность - это идентичность личности в обществе и культуре, осознающая себя как член этнической группы на основе единства психологической и социальной солидарности, сочетающей индивидуальные и коллективные способы жизнедеятельности; • под влиянием технократического прогресса, экологического кризиса, расширения информационного пространства этносы стремятся к сохранению этнокультурной идентичности. Поэтому культурные смыслы и этнические ценности становятся приоритетными в процессе обучения и воспитания.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/447}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/469}, }