@article{Сунь2023-03-27, author = {Ю. Сунь}, title = {ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА ЭВЕНКОВ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ И КИТАЯ}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Эвенки - этническая группа, народ, проживающий в северо-восточной части Китая и на севере России. Его население в общей сложности в обеих странах составляет не более 80 000 человек1. Разнообразие экологической среды, в которой проживает эвенкийский народ, способствовало развитию его многообразной культуры2. В эвенкийской культуре национальная музыка - это настоящая сокровищница традиционной этнической культуры эвенков, органическая часть духовной жизни народа. Культурная кристаллизация этноса, полученная в результате длительного исторического развития, обладает уникальным художественным шармом и высокой социальной функцией, музыкальное наследие эвенкийского народа способствует развитию всего этнического общества, его истории, удовлетворяет духовные и культурные потребности людей. 1 Гомбоева С. В. Эвенки Китая (обзор теорий о происхождении этничских групп эвенков Китая // Теоретические и методические аспекты преподавания эвенкийского языка и культуры в условиях модернизации образования // Материалы всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. Е. Ф. Афанасьевой. Улан-Удэ, 2018. С. 44-50. 2 Ван Личжэнь. Мысли о защите и развитии нематериального культурного наследия эвенков. 2014. 317 Традиционной музыке эвенков отводится высокая значимость в научно-образовательном процессе, ведь культура и образование находятся в одной плоскости. Без образования мы не можем говорить о возможности наследования и развития культуры, а без культуры образование будет пустой формальной оболочкой. В настоящее время, когда экономика и культура во всем мире приобретает все более глобализированный характер, когда стремительно ускоряется общественный прогресс, эвенки остаются таким культурным сообществом, в котором, как и прежде сохраняются оригинальные народные обычаи, старинные традиции, жизненные обряды и верования. Все это нематериальное культурное наследие эвенкийского народа имеет в условиях современности имеет высочайшую социальную ценность и историческое значение. Несмотря на то, что в целом традиционная культура эвенков представляет собой достаточно устойчивый во времени и пространстве феномен, все же нельзя говорить о ее полной изоляции в условиях современного высоко технологичного мира, активной индустриализации и урбанизации. Если пустить сохранение нематериального наследия эвенкийского наследия на самотек, то существует большой риск и угроза его ассимиляции, мутации и полного исчезновения. Собственно, поэтому вопрос о защите и дальнейшем развитии самобытной эвенкийской традиционной культуры сегодня является очень актуальным и важным. Образование - это важный путь и средство наследования человеческого общества и культуры. Оно является одним из самых главный ресурсов по защите и сохранению нематериального культурного наследия этнических меньшинств. Посредством образования, может быть, не только обеспечена защита культуры малых народов, но и продолжено ее развитие3. Сегодня только от нас зависит то, какой ценностью будет обладать этническая культура, каким спросом будет пользоваться национальное музыкальное образование и по какому творческому пути будет возрождаться народное эвенкийское музыкальное искусство. Благодаря усилиям нескольких поколений эвенкийских музыкантов, в практике унаследования и развития традиционной музыкальной культуры эвенков были накоплены определенные результаты. Однако, одной из глобальных проблем в современных условиях России и Китая является тенденция подчеркивания «западного» и игнорирования «национального», что характерно для школьного и высшего музыкального образования обеих стран4. Этническое музыкальное воспитание по-прежнему остается недооцененным. Для того, чтобы обеспечить защиту и последующее развитие музыкальной культуры эвенкийского народа следует прежде всего включить его наследие 3 Ван Личжэнь. Мысли о защите и развитии нематериального культурного наследия эвенков. 2014. 4 Сюй Бин. Как традиционное музыкальное образование наследует культуру «музыкального чутья», 2019. 318 в образовательные механизмы разных уровней (общество, учебные заведения, семья, образовательно-культурные мероприятия и т. д.). Это может быть обеспечено путем реализации следующих мер: 1) Разработка концепции развития талантов. Музыка, как большая часть нематериальной культуры эвенков, как правило, передавалась из уст в уста, от одного поколения к другому. Выделяя таланты, мы имеем в виду прежде всего наследников нематериального музыкального наследия, менеджеров музыкального творчества, учителей, которые передают и развивают знания, умения и навыки. В современных российских и китайских общественных условиях школа является социальной базой для подготовки подрастающего поколения к будущей жизни и деятельности. Очень важно, чтобы уже на базе самых ранних учебных заведений осуществлялось сознательное распространение сведений о нематериальной этнической культуре эвенков. Это может быть обеспечено посредством использования в образовательном процессе систематических и разнообразных образовательных методов, что позволит молодым людям перейти от пассивного процесса принятия музыкального наследия эвенков к про-активному пониманию его сути и содержания. В рамках этого в учебные классы могут и должны приглашаться прямые наследники эвенкийской музыкальной культуры, чтобы учащиеся смогли углубить свое понимание и уважение к этнической народной музыки, прочувствовать ее изнутри. Обучение музыке необходимо, так как именно в ней аккумулируются духовные ценности этноса5. С помощью этого может быть укреплена культурная самобытность и идентичность представителей этнического меньшинства эвенков. К тому же такой регламент позволит развивать группы талантов с профессиональными музыкальными качествами, которые будут заниматься продолжением развития и популяризацией традиционной эвенкийской музыкальной практики. 2) Построение диверсифицированной системы образования. Нематериальное культурное наследие эвенкийского народа представляет большую ценность в процессе модернизации России и Китая. Для того, чтобы образовательный процесс и практика изучения, наследования традиционной музыкальной культуры эвенков были по-настоящему эффективны, необходимы прежде всего человеческие, материальные и финансовые ресурсы, задействование различных функциональных отделов учебных заведений, академических институтов и широкой общественности. Социальное образование должно стать основой в обучении музыкальному наследию эвенков в России и Китае. Говоря о социальном образовании, имеется в виду также семейное обучение, важность которого на самом деле в современном обществе индустриализации и информатизации сложно переоценить. Ведь без полноценного семейного образования в таких условиях мы не 5 Александрова Е. А. Музыкальный компонент в системе этно-культурологического образования в институте народов Севера // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. 2016. Т. 2. С. 35-41. 319 можем говорить о широких возможностях эвенкийской музыкальной культуры, поскольку современные информационные системы - телевидение и Интернет, постепенно вытесняют традиционные ценности культуры. На помощь здесь могут прийти семейные мероприятия (походы в музеи, на концерты участие в конкурсах и т. д.), а также телевидение, радио и другие средства массовой информации, посредством которых может реализоваться диверсификация и научность музыкального образования в России и Китае с использованием эвенкийской традиционной музыки. Проведение внеклассных занятий традиционной музыкой позволит учащимся принять непосредственное участие в практике народной эвенкийской музыкальной культуры, ощутить ее очарование. Совокупность правильно организованных соответствующих традиционных музыкальных знаний эвенкийского народа, позволит по достоинству оценить нематериальную музыкальную культуру народности эвенков в реальном пространстве6. Школьное образование, в отличие от семейного должно уделять гораздо больше внимания систематическому и научному характеру обучения и преподавания музыки с использованием наследия эвенкийского народа. В Китае в разных регионах страны сегодня успешно функционирует как минимум несколько общеобразовательных и специализированных школ, на базе которых изучается традиционная музыка эвенков (например, это такие учебные заведения, как Центральная начальная школа Донхуэйсуомского автономного округа, Центральная начальная школа Сихуйсуому и многие другие). Мы же предлагаем несколько иную концепцию сохранения эвенкийской музыки, основу которой будут составлять курсы этнического языка, устной литературы, спорта, ремесленного производства и непосредственно занятия музыкой в детских садах и начальных, средних школах эвенков. Только так учащиеся будут иметь возможность познакомиться с глубоким традиционным музыкальным наследием своих эвенкийских предков. Именно сочетание семейного и школьного образования на наш взгляд сможет обеспечить долгосрочный и эффективный механизм распространения и сохранения традиционного музыкального наследия эвенков, обучить подрастающее поколение навыкам его последующей передачи, создать хорошую учебную среду и атмосферу, систему непрерывного музыкального развития и наследования. 3) Повышение уровня квалификации учителей, участвующих в развитии национального музыкального образования в России и Китае. Уровень профессиональной квалификации преподавательского состава играет большую роль в оптимизации системы обучения и сохранении нематериального культурного наследия этнического меньшинства. Вне зависимости от того, насколько новыми и изысканными являются учебные материалы, насколько хорошо и грамотно структурирована музыкальная программа, в итоге чтобы 6 Сюй Бин. Как традиционное музыкальное образование наследует культуру «музыкального чутья». 2019. 320 все это реализовать успешно и достигнуть итоговой цели, нужна профессиональная команда высококвалифицированных педагогов. Учителя выступают в роли наставников для подрастающего поколения. В современных условиях учителя музыки должны быть готовы к концепции непрерывного обучения, на постоянной основе проводить научные исследования и постоянно повышать уровень своей профессиональной грамотности. Это позволит не только активизировать усвоение традиционного музыкального наследия эвенкийского народа подрастающим поколением, но и расширить возможности академических обменов между Россией и Китаем, способствовать процветанию эвенкийского музыкального искусства. К тому же, нельзя игнорировать и то, что защита и развитие этнического нематериального культурного наследия эвенкийского народа представляет собой не только непрерывный процесс, связанный исключительно с культурными мероприятиями, но и с многими аспектами национальной экономики России и Китая. Для эффективной и разумной защиты и развития музыкального наследия эвенкийского народа следует полагаться прежде всего на национальное законодательство, создание профессиональных институтов управления, а также вложение средств в эффективную координацию и поддержку всех сторон. Таким образом, проведенный анализ показывает, что в течение тысячелетнего развития традиционная музыка эвенков аккумулировала в себе богатую народную художественную мудрость и культурное наследие. Художественный стиль традиционного эвенкийского музыкального искусства имеет неповторимые национальные особенности. Несмотря на несовершенство научно-образовательной политики России и Китая в отношении полноценной поддержки, защиты и сохранения, а также последующего развития традиционной музыкальной культуры национального меньшинства эвенков в этой сфере имеются большие перспективы. В независимости от текущего состояния и проблем изучения теории и практики музыкального искусства и наследия эвенков в учебных заведениях России и Китая, предложенные мероприятия могут стать важным направлением. Только защищая, наследуя и развивая традиционную музыкальную культуру этнических меньшинств - эвенков может быть достигнуто возрождение и развитие эстетического воспитания подрастающего поколения.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/444}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/466}, }