%0 %A Ван, Ци %T РУССКАЯ БАЛАЛАЙКА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТА %D 2023 %X Чтобы сформулировать какое-либо заключение о происхождении балалайки, необходимо изучить записи об ее появлении (в какой бы форме она ни появилась), а также теории о ее семейном происхождении, месте рождения в исторической географии и этимологии, связанной с названием инструмента. Историки и музыковеды пытались выяснить происхождение инструмента и по-разному связывали его корни с длинношеей лютней, гитарой, домброй, танбуром, пандуром, гудоком, домрой и гуслями. Существуют даже 304 другие спекулятивные представления, которые, возможно, заслуживают внимания. Самое раннее появление балалайки, зафиксированное в литературе, можно найти в недавно обнаруженном документе 1688 г.1 Документ рассказывает об аресте горожанина Савки Федорова и крестьянина Ивашки Дмитриева за «игру на балалайке и пение на улице». Важнейшее указание на появление инструмента в профессиональной жизни можно найти в описании грандиозного мероприятия, организованного Петром I в 1715 г. На свадьбе тайного советника Никиты Моисеевича Зотова музыканты Иван Строев, Иван Стрешнев, Михайло Голенищев и князь Оболенский играли на балалайках. Свадебная церемония включала грандиозное шествие костюмированных народов с музыкальными инструментами, наиболее характерными для их родины в Российской империи2. Принято утверждать, что балалайка впервые сыграла свою инструментальную роль в качестве аккомпанемента к танцу. Это подтверждает общее мнение о том, что упоминания о первом появлении балалайки можно найти в текстах плясовых песен (частушек) начала XVIII в. В одной из самых ранних плясовых песен «Хоровод» Казанского района упоминания о ребеках и балалайках, позволяют отнести песню, а значит и появление балалайки, к началу XVIII в. Одна из нитей этимологического доказательства появления балалайки до 1688 г. из русских или татарских источников лежит в ссылке Е. Соколова на исследования А. Фаминцына, который предположил, что слово «балалайка» может иметь корень в татарском языке. Принцип этой теории можно кратко сформулировать следующим образом: у татар есть слово «бала», означающее «ребенок» или «сынок». От него, в свою очередь, могли образоваться такие слова, как балакат, балабонить и балагурить - слова, обозначающие детскую «болтовню». Соколов отмечает, что татарское слово балалар в переводе на русский язык означает «дети», и если к нему добавить русский суффикс ка, то получится балаларка - близко к балалайке. Треугольная форма балалайки может иметь влияние, обнаруженное в таких древних инструментах, как треугольная псалтирь или египетский тригон. Такая связь, однако, помещает балалайку в семейство цитр и, следовательно, требует сложной теории, предполагающей, что псалтирь просто приобрела шейку и потеряла несколько струн. Для дальнейшего развития этой идеи русские шлемовидные гусли (тип гуслей, популярный в России с XI в.) должны снова претерпеть такое же изменение формы, чтобы стать балалайкой. Определение балалайки как разновидности гитары часто встречается во многих учебниках и словарях. Похоже, что эти определения основаны на принятии вариаций в морфологии и исполнительской практике, традиционно ас- Макаревич И. В. Русские народные инструменты. Советская жизнь. 1969. Т. 10. С. 48. Соколов Ф. В. Русская народная балалайка. М., 1962. С. 4. 305 социируемых с гитарой. Как только эти варианты будут признаны вероятными, они могут показать, что балалайка была развитием европейской гитары, и таким образом поместить ее предков среди короткошеих лютен. Возможно, эти умозрительные определения были сформулированы с учетом особенностей гитары эпохи Возрождения: ладовая шейка, «гитарная» головка или изогнутая спинка. Даже щипковая манера игры и популярность балалайки как аккомпанемента голосу, кажется, способствуют представлению о гитаре как предшественнице балалайки. Теперь необходимо рассмотреть возможность использования древней длинношеей лютни (и ее восточных родственников) в качестве потенциального родителя. Длинношеяя лютня может быть прослежена в изобразительном плане до третьего тысячелетия до нашей эры с первыми изображениями на аккадских цилиндрических печатях. Кроме того, длинношеие лютни использовались шумерами, а также хеттами, эламитами, ассирийцами и персами в Западной Азии во II тысячелетии до н. э. Одна из теорий, которой придерживаются музыковеды, возводит происхождение балалайки к древней длинношейной лютне и впоследствии связывает ее с другими близкими родственниками, такими как аравийский танбур, греческая и римская пандура, персидский тар, казахская и киргизская домбра: Потомки почти все ладовые и многие струнные: так, греческие бузуки и там-бора; популярная тамборица славянских Балкан; балалайка (с ее уникальной треугольной формой звуковой коробки); и многочисленные формы по всей Центральной Азии3. Сходство балалайки с длинношеей лютней и ее родственниками очевидно в длинной палочкообразной шее и в том, что грушевидный корпус (хотя лютня имела кожаное брюхо) ранней балалайки был типичен для длинношеих лютен. Еще одним общим фактором было количество струн (две или три), что может свидетельствовать об определенном миграционном маршруте балалайки: возможно, что балалайка первоначально имела две струны (вместо нынешних трех), предполагает еще одну линию миграции центральноазиатского икителли-типа длинношейной лютни. Дальнейшее значение любых отношений между балалайкой и длинношеей лютней можно проследить на примере нескольких вышеупомянутых родственников: танбура, пандура и домбры. Танбур (в переводе с арабского означает «длинная лютня») из Вавилонии и Египта имел сходные черты с уже упомянутыми: длинную шею, грушевидный корпус и несколько струн. Существует два варианта происхождения этого вида лютни (на основании расположения колков). Во-первых, это длинная лютня со смесью колков из арабо-персидских областей (боковые колки) и турецких областей (задние колки). Арабы знают этот инструмент под названием «танбур», но персы используют слово «тар» с префиксом числа. Это описание типов длинной лютни имеет некоторое сходство с двух- или трехструнной ранней балалайкой. 3 Arnold D. The New Oxford Companion to Music. Oxford/New York: OUP, 1983. Р. 1099. 306 Подобное сходство также прослеживается в лютне греков и римлян - пан-дуре. У нее была длинная шея без колков, маленький корпус, лады и три струны. Поэтому эллины называли ее греческим именем трихордон (трехструнная), а также ее иностранным названием пандура. Очевидный вопрос о том, существовала ли древняя балалайка с внешним видом арабского танбура или греческой/римской пандуры, решить трудно. Описание балалайки в словаре Джона Огилви (1850 г.) позволяет предположить, что такой инструмент в той или иной форме встречался в Египте: «Музыкальный инструмент очень древнего славянского происхождения, распространенный среди русских и татар, а также, по словам Нибура, в Египте и Аравии»4. Если Нибур действительно видел балалайку в Египте, следует предположить, что он узнал ее как таковую, поскольку предположительно он уже видел ее в одной из российских республик. К сожалению, никаких записей о такой встрече нет. И наоборот, если то, что он назвал балалайкой, на самом деле было танбуром, следует предположить, что Нибур ранее видел инструмент в одной из российских республик, который на самом деле был танбуром (или разновидностью танбура), но назывался «балалайкой». Связь балалайки с разновидностью длинной лютни, известной как домбра, для некоторых комментаторов является, возможно, одной из самых тесных родственных связей. В первую очередь домбра была и остается инструментом народов южных районов СНГ. Комуз киргизов и домбра казахов - это, как правило, двухструнная лютня с длинным грифом. Западная домбра казахов имеет грушевидную форму с четырнадцатью ладами, в то время как восточная модель имеет лопатообразный или треугольный корпус и семь-восемь ладов. У калмыков также есть домбра, а у башкир и татар был похожий инструмент - думбра, который, по словам Верткова5, сейчас почти устарел. У узбеков Южного Узбекистана также есть двухструнная лютня без ладов, известная как думбрак. Эти связи между балалайкой и домброй основаны главным образом на сходстве формы, количества струн и техники игры. Действительно, есть некоторые свидетельства того, что ранняя двухструнная балалайка, основанная на домбре, сохранилась: старые инструменты имели только две струны, увеличенные - вероятно, в девятнадцатом веке - до трех струн. Однако камчадалы северо-восточной Сибири до сих пор играют на двухструнной версии, а бурятские охотники - тоже сибирские - поют и играют на балалайке для лесных духов, которые любят музыку и выражают свою благодарность, помогая охотникам поймать много белок и соболей6. Еще один комментарий по поводу взаимоотношений между домброй и балалайкой делает Г. Е. Бунт. Однако он отмечает, что балалайка произошла от 4 Ogilvie J. The Imperial Dictionary of the English Language. Oxford/New York: OUP, 1850. Р. 1030. 5 Вертков К. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М., 1963. 450 с. 6 Маркузе С. Исследование музыкальных инструментов. М., 1957. С. 230. 307 киргизской думбры и что форма инструмента была круглой: «Говорят, что балалайка произошла от киргизской думбры, несколько похожего инструмента, который, однако, имел круглый корпус и игрался плектром»7. Можно только сделать вывод, что вариации описаний формы корпуса у комментаторов основаны на субъективном и иногда неточном использовании понятий «овальный» и «круглый». Географический источник домбры может помочь в установлении близкого родства с балалайкой. Он находится достаточно близко, чтобы предположить влияние на балалаечников бывших российских республик. Однако остается вопрос о том, какой переходный инструмент мог завершить цепочку. Наиболее естественным «недостающим звеном» здесь является домра, которую часто описывают как непосредственную предшественницу балалайки. Эти переходные элементы: домбра, домра, балалайка, были исследованы и проработаны несколькими комментаторами: «Похоже, что домра (на которой играли плектром) была приобретена скоморохами у азиатских кочевников во время их оккупации России. Инструменты подобного типа и даже номенклатуры (например, думбра, домра) встречаются у азиатских народов и в наши дни». Тезис перехода домры в балалайку подтверждает российский музыковед А. Фаминцын, который на основе литературных исследований утверждал, что балалайка была не чем иным, как модификацией домры. Кроме того, он считал, что переход должен был произойти примерно на рубеже XVII и XVIII вв. Исследование Фаминцына в значительной степени подтверждается тем, что в литературе XVII в. он обнаружил упоминания о домре, но не о балалайке. И наоборот, он обнаружил упоминания о балалайке в литературе XVIII в., но не нашел упоминаний о домре8. Впоследствии Фаминцын заявил, что, по его мнению, и любители, и профессиональные музыканты изменили морфологию своих инструментов, перейдя от округлых корпусов домры к треугольной форме, чтобы упростить технику изготовления. Фаминцын считает, что это было сделано для того, чтобы упростить конструкцию инструмента. Как и Фаминцын, музыковед Н. Привалов также отмечал, что домра, наряду с другими инструментами, исчезла из музыкального обихода на рубеже XVII и XVIII вв. Это, по его мнению, произошло в результате жестких мер московского духовенства и правительства по искоренению народных инструментов. Позиция Привалова основана на его предположении, что домра не была забыта русским народом - она просто стала латентным инструментом, который затем приобрел различные названия (почти как инструмент, ушедший в «подполье» и принявший другую идентичность). Привалов утверждал, что в результате появления этих имен каким-то образом должна была измениться и форма инструмента. Неясно, рассматривал ли он, как и Фаминцын, эту метаморфозу как эволюцию формы инструмента или это была намеренная по-7 Бунт Г. Е. Русское искусство от косы до Советов. М., 1946. С. 181. 8 Фаминцын А. Домра и Сполохи и музыкальные инструменты русского народа. М., 1891. 140 с. 308 пытка создать новую форму и, следовательно, новый инструмент. Однако можно сделать вывод, что тезис о «новом имени», породившем окончательное название «балалайка», которое в свою очередь породило простую треугольную балалайку, является, по мнению Е. В. Соколова неубедительным1. Последнее слово по вопросу перехода можно найти в стандартном тексте по народным инструментам СНГ - Атласе Верткова. Хотя в нем домра описывается как «щипковый инструмент XVI-XVII вв.», отмечается, что точного описания, образца или изображения инструмента не сохранилось. Уже в XII в. архитекторы пытались адаптировать импортированные византийские формы к собственным требованиям. Плоский сферический византийский купол архитекторы превратили в куполообразную луковицу. В шестнадцатом веке купол был заменен шатровой крышей. Не исключено, что влияние огромного количества треугольных конструкций в окружающей среде привело балалаечника к подобной адаптации округлой домры. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/441