@article{Лю2023-03-27, author = {Ч. Лю}, title = {К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Гитара относится к числу одного из самых популярных музыкальных инструментов в Китае. Из истории принято считать, что этот струнный щипковый инструмент был завезен в Поднебесную в начале ХХ в. западноевропейскими миссионерами [2]. Постепенно гитара становилась наиболее типичным представителем струнных музыкальных инструментов западного происхождения в Китае. Одной из важных фигур в истории развития китайского гитарного исполнительства был Цуй Цзянь, который по праву считается основоположником рок-направления. В конце ХХ в. большой популярностью пользовалась его композиция «Nothing» [1]. Это способствовало тому, что еще больше и больше молодых людей в Поднебесной начали интересоваться не только рок-музыкой, но также и уникальным звучанием, выразительными возможностями гитары. В это время было создано несколько ранних китайских рок-групп и исполнителей, включая такие коллективы, как «Tang Dynasty», «Panthers», «Compass», а также таких сольных музыкантов, как Чжэнь Цзюнь и Чжан Чу. Большинство произведений, написанных для гитары, уже на том этапе музыкального искусства создавались в традиционном китайском стиле несмотря на то, что сам инструмент, как и методика его освоения имели сугубо западноевропейское происхождение [3]. Еще более стремительный виток развития гитара получила в первые годы XXI столетия. Здесь она избавилась от своей былой функции одиночного аккомпанемента. Многие китайские гитаристы начали создавать свои сольные произведения, особенно для электрогитар, выпустив в свет хиты, получившие признание во всем мире. Многие из них создавали и адаптировали большое количество превосходных западноевропейских произведений для игры на струнном инструменте, которые отличаются довольно выраженным китайским оттенком, другие же, несмотря на свои некоторые структурные изменения имеют преимущественно прозападный характер. Например, к их числу можно отнести прежде всего такие композиции, как «Чуань» Цзи Юаня и «Цветок орхидеи» Чэнь Лэя, которые являются прямым отражением китайского национального стиля игры на гитаре [2]. 303 На сегодняшний день в Китае ежегодно на официальном уровне организовываются фестивали и конкурсы для молодых гитаристов. Их главной целью является развитие гитарного искусства в Поднебесной, а также поиск наиболее уникальных талантов [3]. В момент проведения таких мероприятий зритель имеет возможность насладиться живым гитарным исполнением не только китайских, но и западных, мировых музыкантов. Преимущественное значение здесь отдается конечно классической гитаре, однако, в рамках многих фестивалей представляются и другие формы исполнительства на струнном щипковом инструменте. Таким образом, проведенный анализ показал, что роль гитарного музыкального искусства в современном Китае очень высока. Ежегодно китайские гитаристы доказывают себе и всему миру, что исполнительство на данном музыкальном инструменте в Поднебесной находится на достаточно высоком уровне, и что им есть еще куда расти. И этому способствует как минимум несколько основных причин: более открытое состояние китайской музыкальной культуры в начале XXI столетия по сравнению с тем же ХХ веком; быстрый экономический рост государства в том числе, способствующий популяризации исполнительства на гитаре как на любительском, так и на профессиональном уровне. Сегодня исполнители музыки на гитаре в китайском обществе ассоциируются с высоким социальным статусом, достойным образом жизни, финансовым процветанием и благополучием.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/440}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/462}, }