TY - JOUR T1 - СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ГРИМЕ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ AU - Ли, Юбин Y1 - 2023-03-27 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/437 N2 - Данная статья посвящена особенностям применения грима в Пекинской опере. Роль грим-масок в театрализованном представлении в Китае очень ценится и играет огромное значение в проецировании характера героя через его внешность. Так же, как и костюм актера, его грим должен отражать эпоху, и быть узнаваемым для зрителя, например, указывать на определенных исторических деятелей. В настоящей статье будет рассмотрена специфика цвета грима и его значение. Китайская опера играет колоссальное значение в мировой культуре. Она, наровне с древнегреческим и древнеегипетским искусством, уникальна и неповторима. Стоит отметить, что помимо Пекинской оперы, которая появилась в 1790 году, существует еще ряд представителей этого вида искусства. Каждая опера в Китае уникальна, имеет свои традиции и чтит их. Однако именно Пекинская опера имеет уникальную и запоминающуюся особенность. Речь пойдет о гриме актеров, который отображает характер персонажа, его титул, положение в обществе, возраст и даже пол. Для начала стоит отметить, что помимо цвета, символ и определенное значение имеют и форма и в целом внешний вид грима. Так, разделяют на «красивый», «некрасивый» и «особенный». «Красивая» грим-маска представляет собой обобщенный вид мужчин или женщин, без каких-либо отличительных черт, принадлежащих определенному историческому деятелю. Зачастую в масках такого вида используются красные, белые и телесные цвета. «Некрасивый» грим используется для тех персонажей, чей характер является комичным. Здесь также не используются определенные узнаваемые черты исторических личностей. А основным цветам является белый. «Особенный» вид грима ис- 293 пользуется для изображения военнослужащих. Именно такой грим использует заметное наложение маски, как бы увеличивая значение фигуры. Также этому типу характерны сверхбольшие черты лица, цель у этого приема та же - показать массивность героя Наложение грима также подразделяется на виды. Существуют «гримировка», «трение» и «мазанье» лица. Каждый из представленных способов нанесения влияет на конечный образ персонажа. Так, например, при трении лица актер наносит грим пальцем, как бы наслаивая его. Наносится один цвет поверх другого, например, розовый поверх белого. После этого наносятся контуры, подчеркивающие черты лица. Гримировка лица означает сложную грим-маску. Переходя к символике цвета в Пекинской опере, стоит отметить, что цвета появлялись не одновременно, с момента создания оперы, а постепенно. Изначально в цзинцзюй, оригинальное название Пекинской оперы, использовались три цвета: черный, белый и красный. Каждый из них отражает свое значение. Так, например, красным изображают хороших персонажей, их положительный характер считывается при помощи основного цвета маски, костюма и в конечном счете целостного образа героя. Примером положительного персонажа можно считать Гуань Юй, один из героев средневекового романа «Троецар-ствие». Черным цветом изображали нейтральных персонажей, которые сами по себе честные и уважаемые люди из прошлого многовековой китайской истории. Историческим деятелем, которого изображают в черной маске на сцене Пекинской оперы, является Чжан Фэй, также герой средневекового романа «Троецарствие». Если же в маске основным цветом выступал белый, это означало, что на сцену вышел отрицательный персонаж. Либо же это глупец или карикатурный герой. В любом случае символика белого цвета в маске Пекинской оперы будет отрицательна. С развитием цзинцзюй, в создание грима пришли другие цвета. Так, появился желтый цвет, который нес в себе символ жестокости персонажа. Это будет лицемерный и отрицательный герой, у такого человека будет намного больше негативных качеств, чем у того, который носит белую маску. Тусин Сунь носил маску именно такого цвета, его характерными чертами можно было назвать пронырливость и лицемерность. Именно такие черты характера и передавал маска желтого цвета в Пекинской опере. Синий цвет, так же, как и черный, изображал нейтральных персонажей. Но также имел подводные камни, поэтому зрители, которые видели выходящего на сцену актера в синем гриме, были готовы ожидать от его дальнейшего поведения хитрость и свирепость, скрываемую за нейтральными эмоциями. Пурпурный цвет появился в Пекинской опере не так давно, однако несет в себе символ, схожий с красной маской. А значит такой герой будет положительным и обладать рядом черт, таких как мудрость и справедливость по отношению к окружающим его персонажей. Используя за основу в гриме зеленый цвет, актер пытается донести до зрителя информацию о том, что его герой будет в ярости и вести себя очень 294 импульсивно и резко. Благодаря такому окрасу также изображают рыцарей и военных. Огромную роль играют такие цвета, как золотой и серебряный. Они как бы сами по себе олицетворяют духов умерших и в целом говорят о том, что перед зрителями на сцене потустороннее существо. Таким образом в Пекинской опере изображали духовного учителя, носящего имя Будда Шакьямуни. Также стоит отметить, что кроме основного цвета, на маске присутствуют комбинации цветов. Исходя из анализируемых источников и выводов, сделанных в статье, можно прийти к следующему: роль цвета костюмов и грима с точки зрения ее восприятия зрителем можно конкретизировать следующим образом: 1. Характеристика личности героя, описание с помощью цвета различных его качеств (характер, возраст, род деятельности). 2. Эстетическое начало. Восприятие красоты костюма и грима, и связанные с этим эмоции, переживания. 3. Узнавание амплуа. Переключение внимания зрителя с драматургического действия, с взаимоотношений персонажей на собственно искусства. 4. Собственная художественная ценность. Костюм и грим как искусство. 5. Коммуникативная функция. Диалог со зрителем на языке цвета, являющего основой колористики костюма и грима в пекинской опере. Таким образом, можно прийти к выводу, что в Пекинской опере цвета играют огромную роль. Они как бы без слов указывают зрителям на изначальную точку отсчета в характерах героев. То есть аудитория с первых минут появления актеров на сцене понимает, что один персонаж злой, другой храбрый, а третий является героином и храбрым воином.