RT - SR - Electronic T1 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРИНЦИПОВ ВЕРИЗМА В КИТАЙСКОЙ ОПЕРЕ ХХ ВЕКА SP - 2023-03-27 A1 - Го, Цзяньцзюнь YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/436 AB - На протяжении многих веков в традиционном музыкальном театре Китая1 сложились многообразные жанрово-стилевые разновидности и канонические нормы. Одной из вершин этого искусства является пекинская опера2, которая и сегодня развивается в русле традиционной национальной культуры. Мен-тальность восточного типа и богатые национальные традиции определили специфику китайского музыкального театра и его существенные отличия от европейского сценического искусства, связанные с сюжетно-образным содер-1 Исследователи относят истоки музыкального театра Китая к III в. н. э. В истории китайской оперы сложилось более 360-ти ее региональных разновидностей. 2 Среди множества региональных типов китайской оперы выделяется основные: пекинская, хэнаньская, хуанмэйская, шаосинская и пинцзюй. 286 жанием, типами главных героев и второстепенных персонажей, а также с системой музыкально-сценических выразительных средств3. В ХХ в. в русле взаимодействия культур складывается китайская опера нового типа, ориентированная на европейский музыкальный театр. В Китае в ХХ в. происходили различные социальные и экономические катаклизмы, связанные с идеологическими кризисами и духовными исканиями и трагедиями, войнами и революциями, ростом национального самосознания и стремлением народа к независимости и просвещению. Подобно тому , к а к движение Рисорджименто оказало влияние на формирование в итальянском искусстве реализма и веризма, китайско-японская война (1937-1945) вынудила деятелей художественной культуры обратиться к проблемам личности человека в контексте исторических судеб стран и народов. В 1940-е гг. в оперном творчестве китайских композиторов наблюдается преломление многих черт европейского музыкального веризма, таких как социальная обостренность сюжетов, образы униженных и оскорбленных, тема отмщения за поруганную честь с «кровавой» развязкой событий. Подобные мотивы обусловили отражение в музыке особой яркости эмоционально-психологических состояний участников действия. Китайские композиторы, как и итальянские веристы, стремились к реалистичности музыкальной драматургии и вокальных характеристик персонажей, что обусловило претворение интонационного своеобразия музыкального фольклора различных регионов Китая. Веризм как направление в оперном искусстве Италии, возникший в последнее десятилетие XIX в., отличается определенными стилистическими чертами и методами композиции4. Веристские оперы итальянских композиторов до настоящего времени пользуются неизменной популярностью. Оперы Д. Пуччини как наиболее яркого представителя веризма часто исполняются на мировых оперных сценах и в Китае, а спектакли Д. Пуччини «Мадам Баттерфляй», «Богема» и «Тоска» по данным сезонов 2019-2020 и 2020-2021 гг. входят в десятку самых исполняемых опер. Оперы «Турандот» и «Мадам Баттерфляй» ставятся в Китае настолько часто, что «музыку Дж. Пуччини принято рассматривать как “связующее звено” между Западом и Востоком»5. В Китае достаточно часто исполняются и сочинения основоположников веризма, а именно, «Паяцы» Р. Леонкавалло и «Сельская честь» П. Масканьи. Несмотря на некоторую сюжетную ограниченность6, веризм оказал значи-3 Фэн Бинь. Веристская идея женских образов в современной китайской опере и операх Дж. Пуччини [Электронный ресурс] / Бинь Фэн // Вісник Національної академії керівних кадрів куль-тури і мистецтв. 2015. № 2. С. 163-167. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/vdakkkm_2015_2_37 (дата обращения 17.01.2022). 4 Лобова Ю. В. «Натуралистическое» направление в музыкальном театре Италии и Франции рубежа XIX-XX веков: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Лобова Юлия Владимировна; Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных. М., 2012. 29 с. 5 Проверенная статистика по операм [Электронный ресурс]. - URL: https://www.operabase. com/statistics/ru (дата обращения 17.01.2022). 6 Сюжетно-тематическую ограниченность веризма отмечают исследователи М. Е. Елизарова и Н. П. Михальская: «Известная приниженность литературы /…/, мелкотемье, отсутствие 287 тельное влияние на развитие оперного искусства в различных странах, в том числе, на оперное творчество китайских композиторов. Как известно, название направления «веризм» было образовано от итальянского слова «vero», что значило «истинный», «правдивый». Главной идеей веризма было стремление к предельно правдивому и беспристрастному отражению современной жизни, что сближает веризм с натурализмом. Веризм становится «региональной ветвью реализма - глобального стиля в искусстве, широко распространенного в Европе в то время»7. Одним из основоположников веризма, сформировавшегося в Италии во второй половине XIX в. является писатель Джованни Верга (1840-1922), описавший в своих произведе-ниях8 события из жизни сицилийских крестьян, их человеческие слабости и пороки, прибегая к отображению ярких натуралистических деталей. Итальянские писатели Ч. Тронколи, Л. Капуана, Ф. Де Роберто и Д. Чамполи, также принадлежавшие к литературному веризму, в своих повестях обращались к реальным фактам действительности и разоблачали социальную несправедливость, раскрывая нравственные изъяны людей. Музыкальный веризм, возникший под влиянием литературного, проявился, в основном, в оперном творчестве итальянских композиторов Р. Леонкавалло, П. Масканьи и Дж. Пуччини. Предшественниками оперного веризма стали оперы «Травиата» Дж. Верди (1853) и «Кармен» Ж. Бизе (1875), которые написаны на современные сюжеты, а их главными героинями были представительницы низших слоев общества. Сходство с методом музыкального веризма можно отметить в определенной мере в психологической бытовой музыкальной драме А. С. Даргомыжского «Русалка» (1856), в сюжете которой также содержатся мотивы социального неравенства, любви и измены, поруганной девичьей чести, отчаяния, суицида и мести. Основные традиции веристского музыкального театра сложились в операх-мелодрамах «Сельская честь» П. Масканьи (1892) и «Паяцы» Р. Леонкавалло (1892). Исследователи относят к музыкальному веризму также творения Ф. Альфано, Н. Спинелли, У. Джордано, Ф. Чилеа, Р. Дзандонаи и других композиторов. Как правило, сюжеты своих опер веристы черпали из литературных или документальных источников, в которых содержались истории из современной жизни низших социальных слоев, наполненные бурными страстями, мелодраматическими событиями, нравственными аспектами любви, ревности, оскорбленной чести. Стремление к реализму обусловило использование в ли-больших обобщений, больших характеров, ярких драматических ситуаций» М. Е. Елизарова и Н. П. Михальская: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в. Курс лекций [Электронный ресурс]. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/elizarova-mihalskaya-izl/ italyanskaya-literatura.htm (дата обращения 17.01.2022). 7 Веризм - итальянский вариант реализма, возникший в период борьбы за объединение страны [Электронный ресурс]. URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/verizm-v-zhivopisi (дата обращения 17.01.2022). 8 Романы «Истинная тигрица», «Семья Маловолья», рассказы «Сельская честь», «Волчица» и другие. 288 бретто местного диалекта и интонационной специфики народной музыки или фольклорных цитат. Особенности музыкальной драматургии веристких опер были связаны с эмоционально-психологическим накалом переживаний героев и раскрытием их внутреннего мира. В выразительной мелодике вокальных партий доминировало песенное начало в сочетании с экспрессивным речитативом, представлявшим собой мелодекламацию с элементами крика и говора. Оперы отличались динамичностью действия и приемами сквозного разви-тия9. Исследователи считают, что подлинным расцветом музыкального веризма стало творчество Дж. Пуччини, оперы которого уже выходят за рамки этого направления. Такие оперы как «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900) и «Мадам Баттерфляй» (1904) во многом расширили рамки традиционного веризма, достигая вершин подлинной реалистической музыкальной драмы. Наиболее ярко характерные черты музыкального веризма проявились в опере «Мадам Баттерфляй» («Чио-чио-сан»), отличающейся яркой, эмоционально насыщенной музыкой, интонационным и мелодическим богатством. В этой опере история о маленькой гейше превращается в нравственную мелодраму, достигая вершин подлинной трагедии10. Оперное творчество итальянских веристов оказало влияние на музыкальный театр других стран. Определенное воздействие веризма ощущается в таких операх начала ХХ в., как «Долина» Э. Альбера (1903), «Луиза» Г. Шар-пантье (1900), поздние оперы А. Брюно и Ж. Массне. Некоторые черты веризма проявляются и в творчестве М. де Фальи, Л. Яначека, Дж. Менотти. В середине ХХ века образно-выразительные возможности веризма начинают использоваться и в формирующейся китайской национальной опере европейского типа. В стиле веризма написана опера композитора Хуан Юаньдо «Цю Цзи» (1942) на либретто Цзан Юаньюаня, в основе которого лежит реальная история любви японского солдата Гунъи и юной красавицы Цю Цзы. Во время войны Цю Цзы обманным путем попадает в прифронтовой бордель. Узнав об этом, Гунъи дезертирует из армии. Японский полковник пытается обесчестить героиню, а затем лишает ее жизни. Гунъи не может пережить позор и смерть любимой и в отчаянии бросается в озеро. Смерть молодых супругов символизирует страшную жестокость и бессмысленность войны. В финале оперы звучит торжественный антивоенный гимн, под звуки которого братаются китайские и японские солдаты. К характерным чертам веристного театра в опере «Цю Цзы» относятся мотивы «кровавой мелодрамы», острого социального неравенства, поруганной чести, восстановления достоинства через смерть, 9 Левашова О. Е. Пуччини и его современники / О. Е. Левашова. М.: Советский композитор, 1980. 525 с. 10 Лян Чжи. Веристские принципы трактовки женских образов в творчестве Дж. Пуччини и их аналогии в китайской художественной традиции [Электронный ресурс]. URL: http://www. rusnauka.com/NTSB_2006/MusicaAndLife/1_ljanchzhi.doc.htm (дата обращения 17.01.2022). 289 которые непосредственно связаны с образами и содержанием оперы Дж. Пуч-чини «Чио-Чио-сан»11. Чэн Ин отмечает, что в опере «Цю Цзы» возникает целый ряд аллюзий с европейскими оперными сюжетами, например, «тема «влюбленных из враждующих стран» напоминает историю из «Аиды» Д. Верди, а полная зависимость Гуньи от капитана ассоциируется с коллизиями оперы «Воццек» А. Берга12. В опере «Цю Цзы» композитор стремился к творческой адаптации европейских музыкальных традиций на китайской оперной сцене. Автор заменяет разговорные диалоги, характерные для театра «сицюй», речитативами, включая в музыкальную композицию спектакля сольные, ансамблевые и хоровые номера. Впервые в китайской опере применяется система лейтмотивов, являющимися интонационными и жанровыми характеристиками персонажей. В музыкальном языке произведения используются интонационно-ритмические особенности китайской народной музыки, которые сочетаются с европейской тональной системой. В партии вокалистов включаются виртуозные рулады, характерные для итальянской оперы. В опере «Цю Цзы» Хуан Юаньло впервые в Китае соединяет традиции национальной оперы с элементами веристского музыкального театра, что определило пути дальнейшего развития оперного жанра в КНР. Новую модель взаимодействия китайских и европейских музыкальных традиций представляет опера А. Авшаломова «Великая стена» (другое название «Мэн Цзянюй»), премьера которой состоялась 25 ноября 1945 г. в Шанхае. Сюжет оперы основывается на старинных легендах о драматической любви строителя Стены Вань Силяна и красавицы Мэн Цзянюй. Влияние веризма проявляется в том, что в сюжете присутствуют мотивы бесправия простых людей, гибели мужа и покушения жестокого Императора на честь героини, что приводит ее к отчаянию и суициду. В музыке оперы также используются обработки народных песен и авторские мелодии в народном стиле, которые сочетаются с европейской композиторской техникой. Опера сопровождается полным составом симфонического оркестра, но в сценическом действии присутствуют пение, танец и пантомима, характерные для традиционного театра «сицюй». Опера В. Авшаломова отличается синтезом национальных и европейских традиций, что во многом предвосхитило творческие установки китайских композиторов последующих поколений13. Новым этапом воплощения веристкой тематики в патриотическом и идеологическом аспекте становится опера «Седая девушка», созданная в 1945 г. 11 Эта параллель убедительно проводится в работе Фэн Бинь (см. сноску 3). 12 Чэнь Ин. Китайская опера XX - начала XXI века: к проблеме освоения европейского опыта [Электронный ресурс]: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Чэнь Ин; Рост. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Нижний Новгород, 2015. 175 с. URL: https://docplayer. com/27229321-Kitayskaya-opera-hh-nachala-xxi-veka-k-probleme-osvoeniya-evropeyskogo-opyta.html (дата обращения 17.01.2022). С. 54. 13 290 творческой группой композиторов Академии искусств имени Лу Синя14. Жанр этой популярной в Китае оперы можно определить, как «народная музыкальная драма». История создания, специфика сценографии и драматургии оперы «Седая девушка» рассматриваются на страницах многих музыковедческих работ15. Содержание оперы «Седая девушка» созвучно народному движению «янгэ» («песни рисовых ростков»), в русле которого осуществлялись в Китае пленэрные театрально-зрелищные представления в народном стиле16. Сюжет оперы основан на остро современных событиях, которые происходили в 1935-1938 гг. во время освободительной войны Китая и Великого похода армии КПК. Опера повествует о судьбе крестьянской девушки Сиэр, на долю которой выпали страшные испытания (издевательство помещика, позор бесчестья и унижения, самоубийство отца). Поседев от горя и отчаяния, Сиэр, одержимая жаждой мести, скрывается в горах, а жители деревень начинают считать ее призраком - «Белой девой». В опере «Седая девушка» трагические события разрушают жизнь Сиэр и уводят ее в «потусторонний мир», переводя действие в «квази-мифологический» план. В финале бедную девушку спасает армия КПК и ее жених Ван Дачунь. Расправившись с злодеями, влюбленные играют свадьбу и вступают в ряды КПК. Обзор сюжета «Седой девушки» показывает его очевидную связь с традициями веризма, так как сюжет оперы взят из современной жизни и содержит мотивы социального неравенства, поруганной любви, оскорбленной чести, отчаяния, искупительной смерти и мести. Для сценографии оперы характерны элементы натурализма и жестокости, которые сочетаются с мелодраматизмом и повышенным эмоциональным тонусом17. Опера была создана в атмосфере революционного подъема общества под руководством КПК, поэтому, в отличие от веристкого контекста, конфликт оперы разрешается «happy end», и герои обретают личное счастье. Своеобразная «модернизация» легенды о призраке «Белой девы» обогатила образно-смысловое пространство оперы, включив его в систему национальной культуры, что усиливается протестом против гнета эксплуататоров и призывом к народно-освободительной борьбе. Благодаря такому подходу финал оперы «Седая девушка» переводит действие из мелодрамы в героико-эпическую сферу. Влияние европейских оперных принципов в сочинении «Седая девушка» проявляется в музыкальной драматургии, которая опирается на развитую лейт- 14 Состав коллектива композиторов приводится в статье Чжан Личжэнь. Это «Ма Кэ, Чжан Лу, Цюй Вэй, Хуань Чжи, Сян Оу, Чень Цзы, Лю Цзы, Лю Чи». 15 Чжан Личжэнь. «Седая девушка» - первая китайская национальная опера [Электронный ресурс]. URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/chzhan_izv37_80_p361_365.pdf (дата обращения 17.01.2022). Также Лян Чжи (указ. изд.) и Чэнь Ин (указ. изд.). 16 Содержанием представлений «янгэ» были сцены из повседневной жизни простого народа. В драматургию включались танцы, народные мелодии и песни. 17 Лю Бинцян. Веризм и его аналогии в музыкальном искусстве Европы и Китая [Электронный ресурс]: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.03 / Одесская гос. музыкальная академия им. А. Неждановой. 2006. 203 с. URL: http://www.disslib.org/veryzm-y-eho-analohyy-v-muzykalnom-yskusstve-evropy-y-kytaja.html (дата обращения 17.01.2022). 291 мотивную систему, включающую популярные мелодии народных песен, закрепленных за каждым персонажем. Лейтмотивный материал в соответствии с напряженным развертыванием действия «интонационно меняется, гибко отображая развитие сценического образа»18. Китайский фольклор в опере «Седая девушка» органично сочетается с музыкальными формами европейского типа, применением повторных структур, хоровым и ансамблевым пением. Наряду с ладами народной музыки используются европейские ладогармонические средства. В целом композиция оперы ориентирована на номерную структуру, в которой песенные арии чередуются с мелодекламацией и разговорными сценами, характерными для традиционного китайского театра. Как пишет Чжан Личжэнь, «певцами Академии им. Лу Синя был выработан особый, присущий только китайским певцам оперно-песенный стиль пения, сочетавший народное пение, технику певцов Пекинской оперы и элементы европейской вокальной школы, что заложило фундамент современного китайского вокального исполнения»19. Яркий национальный колорит оперы сохраняется также благодаря использованию в симфоническом оркестре народных китайских музыкальных инструментов (трубы «лаба», скрипки «эрху» и «баньху», барабаны и другие ударные инструменты). Таким образом, опера «Седая девушка» стала образцом гармоничного взаимодействия национальных традиций и принципов веристкой драмы, которые оказались перспективными для дальнейшего развития оперного жанра в Китае в 1950-1960-е годы. Элементы веризма проявляются во многих китайских операх этого периода, в частности, в опере «Сестра Цзян» Янь Мина (1956), посвященная героине китайского национального освобождения Цзян Цзе, которая испытала предательство, плен, жестокие пытки, тюремное заключение и героически погибла. В опере продолжает развиваться взаимодействие традиций европейского и национального художественного мышления с интонационными особенностями китайского фольклора провинции Сычуань. В сценическом движении применяются выразительные возможности китайской пантомимы20. Однако, сохраняя связь с веристкой «кровавой драмой»21, героини китайских опер 1950-1960-х гг. приносят себя в жертву в целях торжества высшей справедливости и патриотических идей. Годы культурной революции характеризуются творческим застоем во всех областях художественной культуры КНР, однако в 1980-е гг. китайские композиторы осваивают и применяют современные техники композиции, такие как додекафония, алеаторика, сонорика, пуантилизм, а также создают разнообразные по жанрам оперы, которым также свойственны некоторые черты 18 Чэнь Ин. Указ. изд. С. 69. 19 Чжан Личжэнь. Указ. изд. С. 364-365. 20 Эту особенность отмечает Чжан Личжэнь: «В отличие от европейской оперы, где основными средствами воздействия являлись музыка и пение, китайский музыкальный театр строился на активном действии актера» Указ. изд. 21 Фэнь Бинь. Указ. изд. 292 веризма. В данном контексте следует отметить психологическую оперу «Равнина» композитора Цзинь Сяна (1987), в драматургии которой также возникает мотив мести, разрушающий личность главного героя, что становится причиной его гибели. В музыкальной драматургии Цзинь Сян мастерски применяет авангардные методы композиции, сочетая их с фольклорными элементами, которые создают особую интонационно-образную атмосферу. На рубеже XX-XXI вв. продолжением веристких творческих тенденций становятся оперы «Поэма о Мулань» Гуань Ся (2004), «Прощай, моя наложница» Сяо Бай (2008), «Китайская сирота» Лэй Лэй (2011) и многие другие. Музыкальная драматургия современных китайских опер отличается стремлением композиторов воплотить народный колорит и духовность китайской культуры в сочетании с идеями и принципами композиции веризма, которые оказались созвучны с национальными традициями Китая.