Изучение причин отклоняющегося поведения при умственной отсталости показало, что подростки с легкой степенью умственной отсталости более агрессивны и в то же время более тревожны, чем их сверстники с сохранным интеллектом. Иными словами, агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью может быть расценено как форма компенсации тревоги.
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / пер. с англ. М., 2000. 508 с.
2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. М., 1983. Т. 5. 368 с.
3. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста. СПб.: СпецЛит, 2001. 463 с.
4. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. 391 с.
5. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
6. Лебединская К. С. и др. Клинико психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение первое) // Дефектология. 1980. № 2. С. 4-14.
7. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999. 416 с.
8. Николаенко Н. Н., Островская М. И. Предпочтение цвета как показатель эмоционально- личностных характеристик (исследование в условиях переходящего угнетения правого или левого полушарий мозга) // Физиология человека. 1989. Т. 15. № 4. С. 11-15.
9. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002. 141 с.
10. Тимофеев В. И., Филимоненко Ю. И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант). СПб.: ГП «ИМАТОН» 2001. 32 с.
11. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 477с.
12. Zillmann D. Arousal and aggression / Geen R.G., Donnerstein E, eds. // Aggression: Theoretical and Empirical Reviews. Vol. 1. NY., 1983 P. 75-102.