TY - JOUR T1 - ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА МУЗЕИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА AU - Булгакова, Т. Д. Y1 - 2023-03-27 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/431 N2 - В местах проживания коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в последнее время активно развивается музейная практика. Музеи формируются при различных культурно-досуговых и образовательных учреждениях и активно используются в становящемся все более популярным в этих местах туристическом деле. Деятели этих учреждений с удовлетворением отмечают, что им удается «реанимировать и подтянуть этническую культуру, которая была в плачевном состоянии»1. С целью сохранения и популяризации традиционной культуры коренных народов региона на базе музеев и туристических комплексов регулярно приводятся национальные фестивали, конкурсы декоративно-прикладного искусства, семинары, образовательные программы, курсы педагогов языков народов Севера, мастер-классы работающий в традиционной манере художников и мастеров. Музеи превращаются в многофункциональные культурно-образовательные центры, осуществляющие разноплановую деятельность в сфере образования, просвещения и досуга, на их базе и на базе других культурных и образовательных учреждений для руководителей художественных, фольклорно-этно-графических коллективов проводятся конференции и семинары по сохранению и развитию традиционной культуры коренных народов. При этом порой декларируется, что цель музейной деятельности заключается не только в сохранении памяти о традиционной культуре коренных народов региона, но поддержании существующих и реставрации забытых уже 1 Полевые материалы автора, собранные в 2021 в Нанайском районе Хабаровского края. Далее ПМА. 267 культурных традиций. Активная сторона деятельности музеев все больше поощряется координирующими и методическими учреждениями культуры клубного типа и работниками туристического бизнеса. При этом порой упускается из виду невозможность трансляции утраченных уже культурных явлений в современную среду, передачи их традиционным способом при сохранении их первоначального значения. В новом контексте отдельные культурные явления прошлого обретают новое значение и по-новому начинают взаимодействовать с современной реальностью. Часто отдельные черты традиционной культуры используются в качестве бренда для достижения немедленной и краткосрочной выгоды путем коммерциализации явлений традиционной культуры или для выражения и подчеркивания этнической принадлежности определенной группы лиц, стремящихся к достижению преференций в политической сфере. В результате типичным становится конфликт интересов, возникающий по поводу использования культурного наследия между местными жителями, с одной стороны, и с другой стороны, хранителями музеев, туристическими гидами и другими деятелями культуры. Противоречие интересов вызвано тем, что местное население не всегда поддерживает задачи, поставленные представителями музеев и туристического бизнеса. Например, одним из ярких брендов этнической идентичности стало в данном регионе шаманство. Шаманы или лица, позиционирующие себя в качестве шаманов, работают в туристическом бизнесе, участвуют в фольклорных шоу и презентациях. Религиозные традиции становятся источником, питающим идеологию национального возрождения. Но сущность формируемых в контексте данной деятельности явлений оказывается далекой от традиционных смыслов. Она реанимирует не традиции как таковые, а способствует осуществлению манифестации этничности. Некоторые деятели культурно-досуговых учреждений, даже будучи представителями коренного народа, имеют недостаточно ясное представление о сути тех культурных традиций, которые они возрождают, и при этом считают своей задачей внедрить их в современность. Типичными в этом отношении являются высказывания деятелей культуры о том, что, несмотря на длительную их работу по организации музеев и фестивалей, они не видят «окультуривания местных жителей», не видят, «чтобы они подтягивались к этим фестивалям» (ПМА). Так, ориентированные на туристов музеи выставляют иногда в самых видных местах населенных пунктов фигуры, изображающие духов. При этом считается, что это делается не только для привлечения туристов, но и «для своих жителей, чтобы они видели, что у них есть духи, хранители их территории» (ПМА). Сами же местные жители, особенно представители старшего поколения опасаются того, что в таких фигурах, так же, как и в отдельных музейных экспонатах, «могут обитать духи, негативно влияющие на психику людей и на некоторые обстоятельства их жизни. Они говорят о том, что «таинственная живая сила может поселиться в музее, вызывая страх у тех, кто в нем находится» (ПМА). 268 «Окультуривание местных жителей» не может осуществляться по той причине, что возрождаемые модернизированные ритуалы и сохраняемые отдельные культурные артефакты ориентированы и адресованы в первую очередь не местному населению, но интересующимся шаманством туристам, и продвижение традиционных брендов идет за пределами местного населения. Возникает такое парадоксальное явление, когда этнические традиции сохраняются не только не этнического сообщества, но и не для представителей этого сообщества. Более того, даже массового участия представителей этого сообщества в такой деятельности обычно не требуется.