RT - SR - Electronic T1 - КОНСТАНТЫ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ АРКТИЧЕСКИХ ЭТНОСОВ SP - 2023-03-27 A1 - Санжеева, Л. В. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/428 AB - В современной науке наглядно демонстрируется наличие константы как устойчивой системы в мировоззрении этносов, создающей ценностные ориентиры. Константа как система функционирует, сохраняя мировоззренческое ядро посредством языка и текстов культуры. В процессе жизнедеятельности человек создает онтологические и аксиологические смыслы бытия, влияя на создание культурных констант, необходимых человеку для выживания. Традиционно в жизни этноса «складываются устойчивые типологические языки-константы, несущие национальную и религиозную идентификацию в современной культуре» [1, 50-57]. Научный интерес к изучению языка культуры как константы связан с процессами трансформации культуры и этносов, вызывающих множество спорных вопросов, так как культурологическая рефлексия демонстрирует процессы нивелирования традиционных ценностей в условиях вестернизации общества. При этом мы видим, что язык сохраняет устойчивую систему знаний, идеалов, ценностей. Поэтому язык выступает как универсальная константа, способствующая преемственности идей и смыслов бытия культуры, в том числе культуры малочисленных северных народов. В культуре языковая константа связана с первыми формами осмысления бытия, осознания процессов жизни во взаимосвязи с окружающей действительности. Так как природные и социальные процессы становления человека привели к необходимости рождения языка как формы сознательной коммуникации. Для культуры язык особенно важен, именно через язык транслируются идеи и смыслы бытия, ориентиры и регулятивы жизнедеятельности. Также в языковых формах создаются константы культуры, передающиеся от поколения к поколению, сохраняющие целостность этноса, при этом меняя внешние несущественные признаки. Таким образом, в традиционных культурах сформировалась система устойчивых универсальных констант, несущих мифологическое мировоззрение, сакральные смыслы, художественно-эстетические представления и другие идентификационные параметры менталитета этноса. Например, среди устойчивых констант природные объекты отражают ментальность этноса, среди них можно отметить «…небо, земля, вода и огонь …» [2, 165-170], символизирующих сущность мировоззрения, отражающихся в традициях, обрядах, обычаях, ритуалах. На протяжении исторического развития человека и общества мы видим одновременное появление языка и языковых культурных форм, которые постепенно становятся константами. Смыслы бытия рождаются в процессе деятельности и отражаются в институциональных формах - обряды, обычаи, ритуалы, традиции, символы, созданные языковыми константами, функционирующих в системе культуры. 258 Так, в культурно-историческом процессе формируются ориентирующие символические константы - язык, традиция, триединство «Символ-Знак-Образ». Языковой константе может быть придано любое значение как постоянному средству коммуникаций, проецирующей в различных культурах религиозные, мифологические и другие представления об устройстве мира. Традиция представляет устойчивую константу, сохраняющую целостность этноса и транслирующую культурное наследие в мультикультурном разнообразии глобальных трансформаций. Триединство «Символ-Знак-Образ» наполняет семантическим смыслом художественный мир культуры, создающим основы декоративно-прикладного искусства в эстетическом освоении пространства. В современном обществе язык, культура, традиции и искусство формируют идентификационные черты этноса. При этом константы становятся идентификационными маркерами в социальной стратификации, этнической принадлежности, культурной деятельности и художественно-эстетическом процессе сохранения и возрождения традиционных технологий искусства. Внутренний мир культуры создается на основе родного языка и передается следующим поколениям в константах, так как именно они приобрели устойчивость к внутренним трансформациям и внешним воздействиям чужих культур. Сущность бытия человека определяется смыслами, передаваемыми посредством языка и сохраняющимися в традициях и семантики триединства «Символ-Знак-Образ». Каждый этнос вырабатывает собственные константы, где языковая константа осуществляет функцию культурной памяти, инструментальную функцию несет константа традиции, семантическую функцию передачи и сохранения культурного наследия приобрело триединство «Символ-Знак-Образ» [3, 177-182]. В системе культуры константы создают взаимосвязи и дополняют друг друга, что влияет на структурно-функциональную целостность культуры. Константы показывают место человека в мире, раскрывают соотношение экологического и социокультурного бытия, создают смыслообразующий целостный ориентир жизнедеятельности. Константы связывают элементы культуры в структурно-функциональные системы и создают социальное пространство, целостность которой определяется этническими особенностями. Значит, без констант культура не может существовать, так как именно константы создает смыслы и ценности, определяет ориентиры деятельности в ее реальной и ирреальной действительности, в духовной и материальной сфере бытия. Человек как творец и творение культуры [4], создает и творит мир культуры посредством языковой константы, что отражается в константах традиций и традиционной художественной культуры . Традиция и художественная культура в совокупности составляют этнокультурную целостность. В современной отечественной науке проблемы традиции, их сущность и противоречивую природу в разное время исследовали многие ученые. Традицию мы рассма- 259 триваем как константу культурного механизма, необходимого для приспособления человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся условиям социокультурной организации и регуляции норм и ценностей, способов жизнедеятельности. При этом культурная традиция как константа формирует смыслы и ценности этноса. Константа триединства «Символ-Знак-Образ» в традиционной художественной культуре создает универсальные ценностные этнические ориентиры жизнедеятельности в неупорядоченном хаосе реальной и ирреальной действительности для поиска гармонии бытия человека, общества и природы. Таким образом, триединство «Символ-Знак-Образ» стало устойчивой константой традиционной культуры. Основным содержанием человеческого знания о мире в языке являются культурные, исторические, социальные опыты познания, отражаемые соответственно естествознанием, философией и космологией. Формами проявления этих знаний выступают знания религии, мифа и науки. В различных типах культуры существуют языковые константы, в которых можно обнаружить как общие инвариантные, так и особенные, специфические черты. В сознании человека каждой эпохи все эти черты сплавлены в единое целое, поскольку сознание в реальном его бытии - это не абстрактное сознание вообще, а развивающееся общественное и индивидуальное сознание, имеющее в каждую эпоху через языковые константы свое содержание. Языковая константа рассматривается как система, с комплексом устойчивых структурных единиц, обеспечивающих социальные связи и взаимодействие человека, общества, природы и культуры, которая отражает комплексность протекания исторических и современных социокультурных процессов в их диахронной и синхронной вариации. Концепция В. Гумбольдта [5] объясняет связь языка и культуры: он считает, что национальный характер культуры находит отражение в языке посредством особого видения мира. Язык и культура, будучи относительно самостоятельными феноменами, связаны через значения языковых констант, которые обеспечивают смысловое единство языка и культуры. Вследствие этого язык становится устойчивой константой по отношению не только к культуре, но и к любым сферам и феноменам бытия. Язык культуры как константа находится в настоящий момент в стадии научной разработки, с привлечением междисциплинарного ресурса в определении границ и смысловой наполненности данного феномена. Поиск методологической системы доказательств, структурирующих элементы, связан в первую очередь с философскими, культурологическими, филологическими исследовательскими направлениями. Поскольку мы говорим о константе, выросшей в недрах культуры, то оказывается, что средством ориентации, своего рода эталоном для оценки, может стать язык, сохраняющий и передающий символы культуры. Таким образом, язык культуры является константой в системе бытия человека и общества, создающий константы традиций и триединства «Символ-Знак-Образ».