Статья
Миниатюра Ф. Сологуба "Полоски" в контексте "Случаев" Д. Хармса
Автор статьи стремится доказать, что идентичные приемы малой прозы Ф. Сологуба и Д. Хармса соотносимы с постмодернистской поэтикой. Недавно опубликованная миниатюра Ф. Сологуба «Полоски» и «Случаи» Д. Хармса обнаруживают свойства постмодернистского письма. Предметом изображения произведений является письмо в «нулевой степени». Как и хармсовские «Случаи», «Полоски» допускают два уровня прочтения, что приводит к противостоянию карнавального и барочного дискурсов.
1. Барковская Н. В. «Сказочки» Ф. Сологуба и «Случаи» Д. Хармса//«Странная» поэзия и «странная» проза: Филологический сб., посвященный 100-летию со дня рождения А. Н. Заболоцкого. М.: Пятая страна, 2003. С. 218-229.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 318 с.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
4. Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. М.: Наука, 1977. 254 с.
5. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб.: Фолио-Пресс, 1999. 700 с.
6. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 544 с.
7. Бройтман С. Н. Федор Сологуб//Русская литература рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов). Кн. 1. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2000. С. 882-932.
8. Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
9. Воробьева Е. Заметки о малых прозаических жанрах (Парабола как явление «постлитературы»)//Новое литературное обозрение. 1999. № 4 (38). С. 289-300.
10. Горький М. Полное собр. соч.: В 25 т. М.: Наука, 1969. Т. III. 600 с.
11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1999. Т. 4. 688 с.
12. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad marginem, 2000. 511 с.
13. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академ. проект, 2000. 429 с.
14. Евдокимова Л. В. Миниатюра Ф. Сологуба «Полоски» и басни И. А. Крылова: литературная традиция как новаторство//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 1.
15. Евдокимова Л. В. Постмодернистские интенции в пьесе Ф. Сологуба «Ванька Ключник и паж Жеан»//Русская литература ХХ века: восприятие, анализ и интерпретация художественного текста: Материалы Х Виноградовских чтений: 15-17 ноября 2007 года/Ответ. ред. Н. М. Малыгина. М.: МГПУ, 2007. С. 48-55.
16. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академ. проект, 1995. 471 с.
17. Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия/Главн. науч. ред. Е. А. Цурганова. М.: Интрада, 2004. 560 с.
18. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 256 с.
19. Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост., вступит. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой. М.: Правда, 1991. 496 с.
20. Кукулин И. Рождение постмодернистского героя по дороге из Санкт-Петербурга через Ленинград и дальше (Проблемы сюжета и жанра в повести Д. И. Хармса «Старуха»)//Вопросы литературы. 1997. № 3. С. 62-90.
21. Липовецкий М. Аллегория письма: «Случаи» Хармса (1933-1939)//Новое литературное обозрение. 2003. №5 (63). С. 123-152.
22. Лобанов М. Е. Жизнь и сочинения И. А. Крылова. СПб.: тип. К. Жернакова, 1847. 85 с.
23. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. 944 с.
24. Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство -СПб, 2004. 480 с.
25. Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: В 2 т. М.: Русские словари, 1994. Т. 1. 819 с.
26. Московская Д. С. «Частные мыслители» 30-х годов: поставангард в русской прозе//Вопросы философии. 1993. №8. С. 97-104.
27. Неизданный Федор Сологуб. М.: Новое литературное обозрение, 1997. 576 с.
28. Павлова М. Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 512 с.
29. Пермяков Г. Л. К вопросу о структуре паремиологического фонда//Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. С. 247-274.
30. Постмодернизм: Энциклопедия/Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерсервис; Книжный дом, 2001. 1040 с.
31. Сологуб Ф. Одно слово//РО ИРЛИ. Ф. 289. Ед. хр. 113. 95 лл.
32. Сологуб Ф. Умерщвление слов: Статья//РО ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 1. Ед. хр. 492. Л. 12-13.
33. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 695 с.
34. Токарев Д. В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Самюэля Беккета. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 336 с.
35. Токарев Д. В. «Скрещение жестоких, разнузданных воль»: Федор Сологуб между Мазохом и Садом//Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб.: Наука, 2003. С. 259-307.
36. Фольклорный театр/Сост., вступит. статья, предисловие к текстам и коммент. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной. М.: Современник, 1988. 476 с.
37. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
38. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академ. проект, 1999. 512 с.
39. Хармс Д. Собрание сочинений: В 3 т. СПб.: Азбука, 2000.
40. Юзовский И. И. Максим Горький и его драматургия. М.: Искусство, 1959. 779 с.
41. Ямпольский М. Беспамятство как исток: Читая Хармса. М.: Новое лит. обозрение, 1998. 379 с.