RT - SR - Electronic T1 - МИФОЛОГИЯ КОСМОГЕНЕЗА НИВХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ В. М. САНГИ SP - 2023-03-27 A1 - Березницкий, С. В. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/421 AB - Первый нивхский писатель, создатель алфавита нивхского языка, известный государственный деятель Владимир Михайлович Санги (18.03.1935 стойбище Набиль Ногликского района Сахалинской области) получил прекрасное образование в стенах педагогического института им. А. И. Герцена (1959). Вернувшись на родину, он стал работать преподавателем в Ногликской школе-интернате, ездить по отдаленным стойбищам, писать стихи, посвященные родному Сахалину, собирать нивхский фольклор, который принялся кропотливо изучать, обрабатывать и переводить на русский язык. Закономерным итогом фольклорных экспедиций стало собрание уникальных нивхских бытовых и героических сказаний (тылгуров и настундов), легших в основу книги - «Нивхские легенды» (1961). О биографии В. М. Санги, его многогранном творчестве, политических и общественных проектах, роли в создании Ассоциации КМНС, первых родовых общин КМНС, имеется обширная историографическая база1. 1 Ханбеков Л. Открытое сердце народа: Очерк творчества В. Санги. Владивосток, 1978; Санги Владимир Михайлович // Писатели Дальнего Востока: биобиблиографический справочник. Вып. 2 / сост. Т. В. Кирпиченко, Л. Н. Циновская. Хабаровск, 1989. С. 279-283; Пошатае-ва А. В. В. Санги и Юрий Рытхэу. Эстетика переходных эпох // История национальных литератур. 220 Обязательно следует подчеркнуть его заслуги в сфере исследования особенностей мировоззрения, анализа, творческой интерпретации и сохранения в качестве культурного наследия уникальных этнографических, исторических, фольклорных и мифологических материалов, собранных в течение десятилетий у знатоков нивхской культуры и языка во многих поселениях амурских и сахалинских нивхов. Наиболее древними воззрениями являются взгляды о возникновении мира, о космогенезе. Эти представления связаны с этнокультурными особенностями, с отличиями менталитета и этапов исторической эволюции конкретных обществ, в том числе, представления о возникновении мира из первобытных вод2. Значение мифологического наследия древности связано с разгадкой тайны симбиоза интуитивных и рациональных версий о происхождении Вселенной, Космоса, Земли, естественного и сверхъестественного миров. Этот сложный процесс, называемый космогенезом, характеризуется возникновением, формированием, сотворением Космоса, как упорядоченного мира из первоначального Хаоса, хаоса первобытных вод, мирового океана, вселенской водной стихии3. Всемирно известные ученые, философы, мыслители, культурологи. фольклористы В. Я. Пропп, Е. М. Мелетинский, Б. Н. Путилов, К. В. Чистов, К. Леви-Стросс внесли фундаментальный вклад в процесс разработки, сравнительно-исторического и структурно-семантического подходов к исследованию различных форм фольклора, мифологических сюжетов4. М., Наука, 1998; Хазанкович Ю. Г. Художественный этнографизм романа В. Санги «Женитьба Кевонгов» // Илкэн. 2007. № 6. С. 6-7; Она же. «Человек Ыхмифа» Владимира Санги и устная эпическая традиция // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 3. С. 24; Она же. Концепция мира в романе В. Санги «Женитьба Кевонгов» // Языки коренных малочисленных народов Севера в начале III тысячелетия. 2008. С. 152-153; Она же. Билингвизм как процесс межкультурной коммуникации и его функционирование в прозе малочисленных народов Севера и Дальнего Востока // Вестник ЯГУ, 2009. Т. 6. № 1. С. 101-106; Хазанкович Ю. Г., Сафонова С. Н. Национальный характер в романе В. Санги «Женитьба Кевонгов» // Гуманитарные науки в пространстве современной коммуникации: Сб. материалов I Международной научно-практ. конф., Якутск, 06-07.05. 2019. Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. С. 51-55; Человек Ых-мифа // Комсомольская правда. 2016. № 88 (9 августа). С. 10; Бурыкин А. А. Фольклор коренных народов севера: осмысление наследия, задачи и перспективы изучения // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2016. № 3 (9). С. 33; Сафонова С. Н., Хазан-кович Ю. Г. Концепция человека в романе В. Санги «Женитьба Кевонгов» // Филологические науки: традиции и инновации: Сб. научных статей, посвящ. 50-летию памяти В. В. Виноградова. Волгоград: Научный издательский центр «Абсолют», 2019. С. 90-94; Бальбуров Д. Владимир Санги. Равный среди первых // Словесница искусств. 2020. № 1 (45). С. 8-9 и др.; Красильнико-ва И. В. Владимир Санги: «Нужно исполнять свои желания» // Культура и наука Дальнего Востока. 2020. № 1(28). С. 85-90. 2 Евзлин М. С. Космогония и ритуал. М.: Наука, 1993. С. 10. 3 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа // Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока». М.: Восточная литература, 2000. 10. С. 205; Гекман Л. П. Общее и особенное в космогонических версиях мифов региона Евразии // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5(12). С. 144. 4 Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. М.: Главная редакция Восточной литературы «Наука». 1969. 168 с.; Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.: Наука, 221 Исследование этнокультурных особенностей картины мира, его генезиса и эволюции, включает в себя компоненты сложной системы семантических парадигм о создании Космоса, о происхождении понятий рождения и смерти, инициаций и испытаний героев по сотворению и дальнейшему преобразованию мира и социума, общественных отношений и локальных вариантов культуры. Структурно-семиотический анализ фольклорных сюжетов, собранных В. М. Санги, переработанных и опубликованных им во многочисленных тру-дах5, позволит выявить архетипы мифопоэтического сознания амурских и сахалинских нивхов, показать моделирующую и структурирующую функцию космогенеза как одного из главных компонентов их этнической картины мира. По мнению Ю. Г. Хазанкович, среди фольклористов, этнографов, культурологов, специалистов в сфере мифологии до сих пор продолжаются дискуссии по поводу наличия или отсутствия в нивхской культуре эпоса6. 1986. 303 с.; Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука. 1994. 239 с.; Мелетин-ский Е. М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. С. 152-170; Он же. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М., 1979. 234 с. Он же. Поэтика мифа // Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока». М.: Восточная литература, 2000. 407 с.; Леви-Стросс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и примеч. А. Б. Островского. М.: Республика, 1994. 384 с.; Он же. Путь масок / Пер. с фр., сост., вступ. ст. и примеч. А. Б. Островского. М.: Республика, 2000. 399 с.; Островский А. Б. Анализ мифов К. Леви-Строса: первобытное мышление и этнографический контекст // Советская этнография, 1984, № 5. С. 48-59. 5 Санги В. М. Нивхские легенды. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 1961. 52 с.; Он же. Семиперая птица: Рассказы и легенды / пер. с нивх. авт. М.: Дет. лит., 1964. 80 с.; Он же. Истоки: Повесть. Рассказы. Нивх. Легенды. Стихи и поэмы. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1965. 196 с.; Он же. Изгин: повести, сказки, легенды. М.: Дет. лит., 1969. 190 с.; Он же. Объятия лиственниц: повесть и легенды. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1969. 192 с.; Он же. Тынграй. М.: Совет. Россия, 1970. 128 с.; Он же. Легенды Ых-мифа. Южно-Сахалинск: Дальневост. кн. изд-во, Сахалин. отд-ние, 1974. 204 с.; Он же. Женитьба Кевонгов: роман. М.: Совет. Россия, 1975. 192 с.; Он же. Избранное / вступ. ст. И. Смольникова Л.: Художественная литература, 1983. 508 с.; Он же. Месяц рунного хода: романы, повести, рассказы, сказки /ст. об авт. И. Смольниковой. М.: Совет. писатель, 1985. 512 с.; Он же. Путешествие в стойбище Лунво: романы, повести, рассказы, очерки, легенды. М.: Современник, 1985. 560 с.; Он же. Человек Ыхмифа: эпическая поэма по мотивам народных сказаний / пер. с нивх. Н. Грудининой. М.: Современник, 1986. 151 с.; Он же. Песнь о нивхах: эпическая поэма в мифах, сказаниях, исторических и родовых преданиях: пер. с нивх. Н. Грудининой и др. М.: Современник, 1989. 371 с. Он же. Избранные произведения: в 2 т.; вступ. ст. И. Ф. Смольникова. Южно-Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 2000. Т. 1: Романы и повести. 328 с.; Т. 2: Рассказы, сказки, стихи, поэмы, публицистика. 288 с.; Он же. Эпос сахалинских нивхов (Ыгмиф налит во Настур): поселение бухты черной земли / пер. на рус. яз. Н. А. Тарасов. М.: Смирнова М. А. 2013. 431 с.; Голубые горы: рассказы писателей Севера / сост. В. Санги, И. Смольникова. Л.: Художественная литература, 1985. 431 с.; Нивхско-русский словарь / В. М. Санги, Л. Б. Гашилова. СПб.: Просвещение, СПб.: фил., 2003. 110 с.; Литература народов Севера: сборник научных статей / отв. ред. Е. С. Роговер. СПб.: Шатон, 2002. Вып. 7. 2007. 115 с. 6 Лебедева Ж. К. Эпические памятники народов Крайнего Севера / Фольклор народов Крайнего Севера. Якутск: Изд-во Якутского научного центра, 1990. С. 25; Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика фольклора // Избранные труды статьи. М.: Изд-во РГГУ, 2001. С. 25; Хазанкович Ю. Г. «Человек Ыхмифа» Владимира Санги и устная эпическая традиция // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 3. С. 24. 222 Несмотря на имеющиеся разногласия ученых, В. М. Санги записал у нивхов очень древние, а нередко и уникальные, мифологические сюжеты, связанные с представлениями о начале мира, о создании и структуре Вселенной, о роли в этом процессе представителей флоры и фауны. В нивхских мифах демиургами выступили водоплавающие птицы - широконосые кряквы, которые создали землю из собственного пуха и перьев: в перьевых гнездах они приносили яйца, из которых рождались новые птицы, свивающие все новые гнезда, образовавшие в результате землю: «Тут выщипала утка-лувр. Из грудки мягкий пух. Прибавив перышек пучек, Свила себе гнездо <…>. И вылупились из яиц. Пушистые птенцы <…>. Когда ж пора пришла нестись, То начали как мать. Щипать из грудок мягкий пух <…>. Так много стало этих гнезд, Что все они срослись. И остров на воде возник - Так началась земля»7. Сходные сюжеты о водоплавающих птицах, создавших мир, известны в фольклоре многих народов мира8. Вариантами этих мифологических преданий и легенд являются мотивы, связанные с нырянием птиц на дно первоначального мирового океана и добыванием небольшого количества ила, превращающегося со временем в земную твердь; мотивы, записанные, в том числе и В. М. Санги, о создании земли из птичьих гнезд; мотивы, имеющие в своей основе образ мирового яйца; мотивы мирового древа. В соответствии с верованиями нивхов, после возникновения земли процесс ее эволюции был связан с ростом хвойных деревьев, породивших из своей смолы людей. Лиственница стала общеплеменным деревом нивхов, а пихта - ороков/ульта/уйльта. Считается, что цвет кожи нивхов соответствует цвету лиственничной смолы, а ороков - пихтовой. Мифы о ныряющей птице (утка, гагара, гусь, лебедь, синица и др.), достающей первооснову земли, широко распространены по всей Сибири, Арктике, Северной Евразии и Северной Америке - у палеоазиатов, тунгусо-маньчжуров, многих уральских, тюркских, сибирских и других этносов9. Впоследствии у нивхов появляются представления о верховном божестве, демиурге, создателе окружающего мира, гор, тайги, рек, моря, человека, живот- 7 Санги В. М. Песнь о нивхах. М., 1989. С. 10-11. 8 Березкин Ю. Е., Дувакин Е.Н. B1E. Создание земли и людей. .21.-.23.34.-.36; B3B. Выросшая земля. .11.12.19.-.53.55.-.57.59.61.62.65.-.68.72.73; B52. Появление гор; C6. Ныряльщик. 18.19.21.-.24.27.-.29.31.-.39.41.-.51.53.55.59.61; C6C. Ныряльщик - птица. 18.23.27.-.29.31.-.37.39.41.-.43.46.(.47.).48.50.59; C6D. Доставание земли, A811. 21.-.24.27.-.37.39.-.51.61.62; C6i. Прилипшая грязь превращается в землю. .23.29.35 // Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам // URL: https://ruthenia.ru/folklore/ berezkinдата обращения10.01.2022 9 Крейнович Е. А. Очерк космогонических представлений гиляк острова Сахалин // Этнография. 1929. № 1. С. 84-85; Напольских В. В. Древнейшие финно-угорские мифы о возникновении земли // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990а. С. 5-21; Он же. Миф о возникновении земли в прауральской космогонии: реконструкция, параллели, эволюция // Советская этнография. 1990б. № 1. С. 65-74; Филимонова Е. И. Зооморфные образы в мифологии айнов и нивхов // Молодежный вестник Санкт-Петербургского гос. института культуры. 2020. № 2(14). С. 125-128. 223 ных, рыб и вообще всего существующего10. Этот хозяин объезжает свои обширные владения на оленьей упряжке, что косвенно может свидетельствовать о заимствовании этого образа нивхами у своих соседней - тунгусо-маньчжуров. Прекрасно освещен В. М. Санги и мифологический сюжет об антропомор-физации нивхами окружающей природы, острова Сахалина: «Там, где спина была - там оказался живот. В спину Ыхмифа Охотское море. Бьется теперь…»11. По традиционным воззрениям нивхов, остров Сахалин является живым существом в виде огромной кеты, плавающей в море: полуостров Шмидт является головой этой рыбы, мысы Анива и Крильон - хвостом. Прежде нивхи угощали остров-рыбу и просили себе удачи на промысле и в жизни. По другому варианту, сахалинские нивхи представляли остров человекоподобным существом с точным соответствием частей тела географическим объектам (спинной хребет - горам, ноги - мысам, волосы - тайге, деревьям)12. Приведенное В. М. Санги описание связано с древними верованиями нивхов о том, что остров-человек первоначально лежал на правом боку лицом к материку, но затем повернулся на левый бок. У сахалинских же нивхов зафиксировано воззрение о возникновении острова из морских волн, которые застыли и стали горными хребтами13. Имеются сходные мифологические взгляды японцев на космогенез своих островов: первые синтоистские боги Идзанаги и Идзанами погружали копья в океан и стекающие с них капли соли образовали острова14. Можно предположить, что образ оживотворенного острова, обладающего антропоморфными чертами, является очень древним, сохранившимся до наших дней, компонентом культуры палеоазиатов в качестве архаического пласта верований аборигенного населения. Таким образом, анализ фольклорных сюжетов, записанных В. М. Санги, показал, что в них присутствуют многие компоненты характерные для мифологии космогенеза: первоначальная водная стихия, сложный процесс перехода воды в землю, образование земного ландшафта, роль водоплавающих и других видов птиц, выполняющих роль демиургов. В результате естественного хода жизни этих птиц происходят изменения космического порядка: части их тел становятся космическими объектами. Другой мифологический цикл связан уже с преобразованием земли, возникшей, созданной из птичьих гнезд 10 Штернберг Л. Я. Первобытная религия в сфере этнографии. Л., 1936. С. 20; Крейнович Е. А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М.: Наука. 1973. С. 36, 333, 473; Островский А. Б. Мифология и верования нивхов. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. С. 174-175; Голубев Д. Г. Религиозные представления о Творце мира в первобытной культуре народов Дальнего Востока: нивхов и нанайцев // Христианское чтение. 2013. № 3. С. 116-126. 11 Санги В. М. Песнь о нивхах. М.,1989. С. 13. 12 Таксами Ч. М. Представления о природе и человеке у нивхов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в.) / отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1976. С. 204; Березницкий С. В. Природные культовые объекты коренных народов Нижнего Амура // Вестник ДВО РАН. № 3. Владивосток, 1998. С. 118-119. 13 Крейнович Е. А. Очерк космогонических представлений гиляк острова Сахалин // Этнография. 1929. № 1. С. 81. 14 Кодзики. Записи о деяниях древности. Свиток 1. СПб.: Кристалл, 2000. С. 14, 56, 191. 224 первоначального водного хаоса, с процессом образования горно-таежного ландшафта и особого климата. При этом особенности хозяйственно-культурного типа нивхов проявились в функциях птицы-демиурга - создание острова, на котором продолжили свою жизнь, возникшие из смолы хвойных деревьев морские зверобои, охотники, рыболовы, оленеводы. Благодаря многолетней творческой деятельности В. М. Санги мы сегодня являемся обладателями уникальных источников о древнем мировоззрении нивхов, одного из коренных народов амуро-сахалинского региона.