PT - JOURNAL ARTICLE AU - Саввина, А. Н. AU - Чернышова, С. Л. TI - ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ «РАДУГА» с. ТОПОЛИНОЕ ТОМПОНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) DP - 2023-03-27 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/420 AB - В исследованиях социогуманитарного цикла социокультурная ситуации России в перестроечный и постсоветский периоды характеризуется маргинализацией социально-культурных ценностных ориентиров, неустойчивостью традиционных форм культуры, нивелированием интегративных функций культуры по отношению к социуму, внедрению и закреплению в сознании российского общества чужих образов и архетипов. Согласно А. С. Царутяну, культурные и социальные изменения, происходящие в современном мире, непосредственно воздействуют на форму этнокультурной организации социума и этническую идентичность [1]. К объективным причинам изменения социокультурной среды мы может отнести социально-экономические и политические реформы, процессы информационной модернизации, а также изменения культурного пространства, характеризующимся преобладанием культуры региона, созданного не на основе культурных традиций, исторически проживающих на его территории этнических сообществ, а по его политико-административному принципу. Предопределяя выбор предпочтений, устремлений и жизненных позиций, мотивирующих людей в повседневной жизни, социокультурная среда служит механизмом обеспечения самореализации человека, удовлетворения его потребностей, а при смене вектора развития она может трансформировать представления индивидов об основных ключевых аспектах жизнедеятельности общества. В этом случае важно осмыслять последствия данных трансформаций, которые воздействуют в первую очередь на представителей подрастающего поколения, оказывая глубокое воздействие на формирование их ценностных ориентиров, развивая у них, с одной стороны, пассивность культурного потребления, с другой, культурную всеядность, пришедшей на смену культурной избирательности. По мнению исследователей, при культурной всеядности, индивид отдает предпочтение разной культурной активности и одновременно сосуществует в разных культурных мирах. Это способствует возникновению у него некритического отношения к артефактам иной культуры, при внешнем акцентированном отрицании своих этнокультурных ценностей, ведущем к утрате оснований этнокультурной идентичности. Во многом вышеуказанные проблемы социально-культурного характера, мы можем связать с ослаблением основ традиционного общества, утратой традиционных знаний, разрушением механизмов социокультурной преемственности, а также трансформацией языковой картины мира и т. п. Мы полагаем, что здесь необходим поиск новых путей воспитания и образования подрастающего поколения на основе этнокультурных ценностей, 215 влияющих на успешную социализацию и культурную самореализацию личности. Именно через приобщение к культурным традициям и обычаям своего народа в образовательно-воспитательном пространстве, можно противостоять формированию в сознании подрастающего поколения искаженного представления о традиционной народной культуре. В этом аспекте актуальными представляются высказывания А. Н. Фроловой, которая полагает, что: «Возрождение этнокультурных традиций воспитания, выявление их непреходящей ценности, реализация их социально-педагогического потенциала является сегодня важнейшим условием сохранения уникальной автохтонной культуры, этнической идентификации подрастающего поколения, поддержания исконных видов хозяйственной деятельности, причем речь идет не о консервации анахронизмов, не вяжущихся с современными цивилизационными процессами, не о создании некоего этнического гетто, а о сохранении глубоко укорененных в истории и культуре народа традиций воспитания, о восстановлении межпоколенных связей, о подлинном единстве, гармонии общечеловеческого и традиционного этнического воспитания как условии интеграции новых поколений арктических народов в современный мир в его конкретном региональном своеобразии» [2]. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью теоретического и практического анализа использования культурологического подхода в образовательно-воспитательной деятельности, основанного на этнокультурных традициях и ценностях традиционной культуры. В педагогической деятельности известны различные способы организации педагогического процесса на основе познания традиционной этнической культуры. Одним из эффективных форм и способов включения субъектов образовательного взаимодействия в процесс, построенном на принципах и методах воспитания на основе этнокультурных ценностей, комплексного изучения явлений народной культуры, родного языка и традиционных видов хозяйственной деятельности может стать этнокультурный образовательный детский лагерь. Особую роль в развитии этнокультурной деятельности по сохранению и актуализацию этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Республика Саха (Якутия) играет детский лагерь «Радуга» с. Тополиное Томпон-ского района данного региона, организованный во время летних каникул. Модель организации образовательно-воспитательной деятельности в условиях данного детского лагеря позволяет создать единое этнокультурное пространство, способствующее становлению и развитию успешной личности ребенка в возрасте 7-12 лет с учетом его национально-культурных потребностей. В центре внимания данного детского оздоровительного летнего лагеря находятся этнонациональные аспекты традиционной культуры одного их коренных малочисленных народов Якутии - эвенов. Основы воспитания и образования в данном образовательной учреждении ориентированы на воспроизводство духовно-ценностных компонентов, проявляющихся в религиозно-мифологических традициях эвенов, их самобытном фольклоре (устном на-216 родном творчестве, танцевально-пластической, музыкально-песенной культуре, декоративно-прикладном искусстве и художественных промыслах), социально-значимых видах традиционной хозяйственной деятельности (оленеводстве, охоте, рыболовстве), этнопсихологических и этнофизиологических особенностях. Несомненно, важным направлением использования этнокультурного компонента в содержании учебно-воспитательной деятельности детского лагеря «Радуга» является создание самобытной воспитывающей среды, где широко транслируется эвенский язык. Как справедливо указывает С. А. Глуш-кова: «Языковое воспитание с ранних лет обуславливает полное понимание образа жизни народа, его менталитета, национальной психологии» [3]. Исходя из вышеуказанных основных принципов образовательно-воспитательной работы детского лагеря концептуальным является определение основных направлений его деятельности. Образовательное направление, включает систему этнокультурных мероприятий, направленных на освоение детьми культурных традиций эвенов, развитие у них познавательного интереса к изучению историко-культурного наследия своего родного края, его природного богатства, воспитание патриотического отношения к своей малой родине и стране в целом. Основными формами культурно-образовательной работы в данном направлении являются коллективный осмотр музеев, посещение сельской библиотеки, организация и проведение интеллектуальных, поисковых игр и мн. др. Так, например, за период работы площадки ребята посетили краеведческий и школьный музеи села Тополиное, в которых они имели возможность познакомиться музейными коллекциями и выставками, знакомящими детей с знаменитыми жителями их села. А знакомство с экспозицией фотовыставки «Трасса Гулага» позволило раскрыть детям сложную и глубокую тему, связанную с историей развития региона. Живой интерес у детей вызывают выставки, представляющие этническую культуру автохтонных жителей района, на которых выставлены предметы материальной и духовной культуры эвенов (национальная одежда, бытовая утварь, инструменты для изготовления одежды и предметов быта, атрибуты культа и мн. др.). В процессе посещения библиотеки дети знакомятся с фольклорными и литературными произведениями, написанными на эвенском языке. Это, прежде всего, сказки, стихи, рассказы известных эвенских писателей, знакомство с которыми вызывает у детей интерес и воспитывают у них любовь к родному языку, его богатству и красоте звучания, способствуя обогащению лексики и развитию выразительности речи ребенка. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, которая связана с развитием творческих способностей детей, их аналитического мышления, умения сотрудничать с партнерами по проекту, высокой работоспособности и мн. др. Результатом такой деятельности стали подготовка и презентация детьми проекта «Мой край - Томпо» (уголок природы), отображающего природное своеобразие местности и значения топонимики, а также создание ими мультипликацион- 217 ного фильма «Сохраним наш край Томпо». Проблема экологического просвещения подрастающего поколения также является важной задачей образовательного направления детского летнего лагеря «Радуга» с. Тополиное. В целях совершенствования экологического воспитания для детей и привлечения внимания общественности к проблемам охраны окружающей среды был организован конкурс детских рисунков на экологическую тему «Сбереги лес от пожара», которые в последствии были размещены в общественных местах села. Особенно значимым в процессе экологического воспитания детей представляется учет потенциала народных знаний о природе, базирующегося на чувстве родства с окружающим ландшафтом, эмоциональном опыте взаимодействия с природой, потребности в непосредственном личном контакте с природой, творчестве по мотивам природы и трудовой созидательной деятельности, направленной на ее сбережение [4]. К современным подходам организации экологической работы с детьми в детском летнем лагере относятся экскурсии и походы, предоставляющие детям возможность контакта и общения с миром природы. Так, к примеру, в процессе экологических экскурсий дети могут наглядно наблюдать за разными явлениями природы, изучать разные виды растений, выявляя особенности их внешнего вида. Итогом демонстрации знаний, полученных в процессе таких экскурсий на природу , с т а л и выставки детских рисунков «Растения вокруг меня», «Мир моими глазами», «Мой двор». В процессе же туристических походов на природу, ребята старшего возраста в форме поисковой игры «Зарница» выполняют игровые задания, подготовленные на эвенском языке, целью которых является освоение определенной территории, ориентирование в просторах тайги, и применение знаний по традиционному природопользованию эвенов, основанных на долговременных экологически сбалансированных способах освоения окружающей среды. Примечательно то, что многие места имеют названия на эвенском языке, и именно в процессе игры происходит изучение детьми топонимики, что способствует познанию ими родного языка. К педагогическим основам деятельности детского лагеря можно отнести также художественно-творческое направление. Согласно Концепции художественного образования именно искусство является необходимой базой для духовного возрождения России. Приобщение детей к искусству в системе непрерывного образования является социально значимым и востребованным. Изучение традиций художественной культуры и многообразного проявления искусства развивает личностные, психологические качества, эмоционально-ценностные отношения, формирует художественно-познавательные способности, активизирует творческую самостоятельность детей. Включение художественной, а прежде всего, танцевально-пластической и музыкально-песенной культуры в процесс воспитания подрастающего поколения может рассматриваться в качестве средства освоения детьми традиционных культурных и художественных ценностей эвенского этноса. Ключом обучения и воспитания детей в детском летнем лагере «Радуга» с. Тополиное является вве-218 дение в программы национально-регионального компонента занятий по музыкальному фольклору, декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам эвенов. В рамках данных программ для детей организуют и проводят традиционные эвенские праздники «Хэбдек», «День оленевода» и др., на которых детьми воссоздаются элементы обрядовых сцен, исполняются песни и хороводные танцы. Ж. Н. Дмитриева справедливо замечает, что праздники - это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности [5]. В лагере активизирована работа по развитию творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства, посредствам включения детей в мероприятия коллективно-творческого характера. Так, например, дети с большой заинтересованностью и желанием активно принимали участие в оформлении газеты «Наш родной олений край», конкурсе рисунков «Давайте беречь природу», выставке поделок из пластилина «В мире животных» и др. Как было сказано ранее, специфической особенностью образовательно-воспитательной деятельности данного учреждения является создание условий для развития личности ребенка в этнокультурной воспитывающей среде. Мы полагаем, что идея этнокультурного образования в детском лагере «Радуга» с. Тополиное реализуется через образовательные программы этнографического содержания, знакомящие детей с бытом и жизнью их предков в условиях тундры и тайги, специфическими особенностями ведения оленеводческой деятельности и мн. др. Уникальные модели оленеводческих стоянок с макетами традиционных жилищ и разными видами хозяйственных построек эвенов, ландшафтные макеты оленеводческих стад из пластилина, изготовленные детьми, стали яркой демонстрацией результатов поученных ими знаний на занятиях. Детский летний лагерь «Радуга» с. Тополиное характеризуется как воспитательное учреждение, реализующее систему мероприятий, направленных на решение достаточно широкого спектра целей и задач, связанных в том числе с организацией процессов физического развития и формированием личности ребенка в сочетании с его отдыхом и оздоровлением. Именно поэтому особое значение в данном лагере уделено физкультурно-оздоровительному направлению, ориентированному на укрепление у детей стойкого интереса к спорту и здоровому образу жизни. Особое значение в данном направлении имеют подвижные игры на основе национальных игр автохтонных северных этносов, которые, как полагает П. Г. Турутина, являются одним ключей к возрождению их духовной культуры и физического развития и неотъемлемой частью выживания в суровых условиях [6]. Проверкой физических способностей, ловкости и выносливости детей стало участие их в спортивных играх «Тропа с препятствиями», веселые старты «Сильнее, выше, быстрее» и др. Подводя итоги, следует отметить, что особенность образовательно-воспитательного процесса летнего лагеря «Радуга» с. Тополиное Томпонского 219 района Республики Саха (Якутия) заключается в создании пространства разнообразных видов деятельности, направленных на достижение цели этнокультурного развития детей.