RT - SR - Electronic T1 - ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ДОСТИЖЕНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЕДИНСТВА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНОВ СЕВЕРА SP - 2023-03-27 A1 - Глушанкова, А. П. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/416 AB - Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина - одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Уроки родного языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя - будущее. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель может и должен дать обучающемуся полноценное человеческое общение, необходимое для душевного и интеллектуального роста личности. В настоящее время учить ребенка становится все сложнее, ибо учителю XXI века очень трудно быть для ученика самым интересным источником информации по сравнению с телевидением, интернетом, подвергающим эмоциональную сферу ребенка жестокой беззастенчивой эксплуатации. Современные преобразования, происходящие в школе, предполагают создание новых форм, технологий, программ по духовно-нравственному воспитанию, которые явились бы широким полем деятельности для педагогов региональных компонентов. Исторически доказано, человек, знающий свою родную историю, воспитанный на основе духовных начал, культуры родного народа и общечеловеческих ценностей, проявляет «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». Основной путь достижения этой цели - в привитии подрастающему поколению культурно-нравственных ценностей своего народа, знании основ его философии и истории, этики, народной педагогики, заинтересованности в изучении родного языка 192 Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к духовным и нравственно-этическим ценностям своего этноса осуществляется как на уроках родного языка и литературы, так и во внеурочной деятельности. Я считаю, что важным средством воспитания духовно-нравственной культуры школьников на уроках эрзянского языка является фольклор. Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки и др.) составляют духовное наследие мансийского народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом. Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются школьниками на уроках мансийского и русского языка, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Разбирая с учащимися рассказы, стихотворения, сказки народов Севера, я учу их понимать и оценивать поступки людей, знакомлю с такими понятиями, как справедливость, честность, товарищество, дружба. Герои фольклора, образы современной литературы позволяют глубже понять ценности мансийской литературы: любовь к Родине, уважение к труду, преданность своей земле. Вы только послушайте, как проникновенны эти строки: Здравствуй, край мансийский милый Со смолистою тайгой, С молодой отцовской силой, С материнской добротой! Машет мне рукой осина, Улыбается вода. Слышу лепет лебединый - Словно в детские года… Детство - с кваканьем лягушек, С плеском уток у озер, С птичьим пеньем у опушек - Ты волнуешь до сих пор… Мать! Твой взгляд я помню нежный, Треск лучины в тишине… Вихрь в пыли купался снежной - Ты тепло дарила мне. Но нагрянуло несчастье, Омрачился неба взор… Где ты, синь? Кругом ненастье - 193 Мать ушла в дремучий бор.. . Я, как лист на голой ветке, Мерз под ветром ледяным, Дождь колол - осенний, редкий, Снег летел - я стыл под ним. И мороз свирепый клялся Погубить меня навек - Жег, под сердце подбирался, Повалить старался в снег. В край, где столько лет я не был, Я вернулся ныне вновь - Улыбалось солнце в небе, Был приветлив шум лесов! Птичий гомон разливался - Отдавалась песнь во мне; Мир вокруг звенел, качался На сверкающей струне… Нет! Осенний дождь колючий В дождь меня не обратил! Ни мороз, ни злые тучи Не лишили юных сил! Родиной золоторукой, Словно матерью родной, Обогрет я и взлелеян; Крепнет, зреет голос мой. Я смотрю ее глазами, Плачу я ее слезой; Пахнут песни облаками, Солнцем, лесом и грозой! Как трепетно в этом стихотворении великий мансийский поэт выразил любовь к своей малой Родине. Такие стихи очень нужны детям: они учат чувствовать красоту родного края. Знакомство школьников с праздниками народов Севера способствует освоению речи во всем ее многообразии. В школе я провожу такие мероприятия как; Вороний день, Священные птицы, Медвежий праздник, которые различные явления жизни и назидательный характер, где формируется любовь к родному краю. После усвоения новой лексики учащимся предлагается выполнить творческую работу, написать сочинение-миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». 194 Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, воспевающие мужество, силу, терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и деятельности лиц. Раннему приобщению детей к национальной культуре способствуют мансийские песни. Благодаря современным информационным технологиям на уроках родной литературы слушаем старинные песни, где высвечивается образ жизни, его душа. Сказки, загадки, приметы, используемые на уроках представляют собой настоящую сокровищницу народной мудрости. На занятиях я задаю задание задание, как написать приметы, которые соблюдаются в семьях. Эти приметы всем хорошо знакомы: «нельзя садиться на порог» (сиротой останешься), «нельзя просыпать соль» (к ссоре), «нельзя кидать хлеб, оставлять недоеденный кусок» (уважение к хлебу). С помощью примет наши предки воспитывали у детей нормы, правила поведения, оберегали их. Любимы обучающимся и составление домашних рассказов, преданий, изучают свою родословную, собирают факты истории - «Почему так называется моя деревня», «Что обозначают имена твоих предков» и т. д. Важную роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся на уроках родной литературы играет изучение сказок. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании школьников и определяют нормы его поведения; знакомят школьников с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для духовно-нравственного формирования личности. В процессе изучения сказок используются различные виды наглядности: картины, прослушивание мелодий, составляются словесные рисования, красочные иллюстрации, изображение состояния души героя цветовой гаммой, ставятся инсценировки. Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности. На уроках развития речи при написании сочинений-рассуждений провожу прием «эмоциональной атаки» для «захвата» класса, предлагая для обсуждения проблемный вопрос «Что такое подвиг?», «Каким должен быть человек с большой буквы», «Что значит, жизнь прожить - не поле перейти». Результативность таких уроков зависит от интенсивности общения между учителем и обучающимися. Продуктивным считается такой урок, на основе которого лежит не монолог учителя, а диалог учителя и ученика. 195 Очень часто на уроках переводятся тексты с русского на мансийский. Например, при повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д. С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи-задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране- к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Задание к этому тексту: 1. Перевести текст с русского на эрзянский 2. Определите тему и идею текста. 3. Определите стиль речи. 4. Найдите предложения с однородными членами, назовите их. Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т. д. Процесс формирования духовных ценностей - длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая должна проводится учителям на уроках мансийского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников. Поэтому, главная задача учителя-филолога- не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности, нравственности школьника, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. «Родной край, его история, - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». В заключение мне хотелось бы обратиться к словам Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: “Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово “образование” восходит к понятию “образ Божий”, который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке”. Величие народа в том, что носит в сердце он своем».