%0 %A Головацкая, Т. П. %T О ПРЕПОДАВАНИИ ЭСКИМОССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ %D 2023 %X Эскимосы проживают на юго-восточном побережье Чукотского полуострова (Чукотский автономный округ, Россия), на юго-западе Аляски (США), северных областях Канады и в Гренландии (Дания)2. жизни, а потому этот лексический пласт сохранился лучше остальных и сохранился именно в поселке, в месте компактного проживания националов, а не в районном центре, где связь с традицией ослабла. Старожилы еще помнят шаманов, носителей традиционных верований кетского народа (сейчас культура шаманизма полностью утрачена), поэтому среди прочих историй редко встречаются тексты про известных шаманов. 1 См. в дипломной работе Ю. И. Козиоровой «Комитативная конструкция в современном кетском языке». Вопрос о постепенной утрате языка кетским языковым сообществом последовательно рассматривался в работах В. П. Кривоногова (1998), Н. Б. Вахтина (2001), С. Георга (2003), Т. Б. Крюковой (2009) Ю. Е. Галяминой (2011). 2 Головацкая Т. П. Функционирование иноязычных лексических заимствований в эскимосском языке (чаплинский диалект): на материале текстов 1930-1960-е гг./ Дис.… канд. филол. наук. СПб., 2008. С. 8. 175 Эскимосы не имеют общего самоназвания. В качестве самоназвания использовались термины «юк» и «инук» (перевод «человек»). Название «эскимосы» вошло в употребление у исследователей американского Севера в конце XVIII - начале XIX вв., а со второй половины XIX в. распространилось на всех эскимосов. Эскимосский язык входит в эскимосско-алеутскую семью языков. Общеэскимосский язык разделился на две группы - юпикскую (юпик) и инуитскую (инупиак). Юпикскую группу подразделяют на две части, выделенные по географическим принципам: азиатскую и аляскинскую. На Чукотском полуострове существуют два языка азиатских эскимосов: чаплинский и науканский 3. Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2020 года численность на территории Чукотского автономного округа составляет менее 50 000 человек. В городах (Анадырь, Певек, Эгвекинот, в Провиденском городском округе) проживают 26 916 человек; в муниципальных районах (Анадырском, Билибинском, Чукотском) - 20 574 человек4. Из них около 16 тысяч человек - это лица из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (чукчи, эскимосы и эвены (ламуты). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. (за 2020 г. - нет такой информации) на Чукотке проживают 1738 эскимосов. На языке азиатских эскимосов говорит лишь старшее поколение, некоторая часть среднего поколения способна понимать речь, а остальное население - русскоязычно. По сведениям Министерства Просвещения Российской Федерации, представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, азиатские эскимосы проживают и получают общее образование на Чукотке в следующих муниципальных округах. № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование муниципального округа Общая численность эскимосов от 0 до 17 лет Городской округ Анадырь 205 Анадырский муниципальный округ 18 Билибинский муниципальный округ 5 Городской округ Эгвекинот 192 Провиденский городской округ 750 Городской округ Певек 15 Чукотский муниципальный округ 344 Ито го 1529 3 Головацкая Т. П. Функционирование иноязычных лексических заимствований в эскимосском языке (чаплинский диалект): на материале текстов 1930-1960-е гг./ Дис. … канд. филол. наук. СПб., 2008. С. 9. 4 Федеральная служба государственной статистики - https://rosstat.gov.ru/vpn_popul 176 В образовательных организациях дошкольного образования в указанных муниципальных округах не реализуются образовательные программы по эскимосскому языку. Имеются развивающие образовательные среды по родным языкам - по краеведению. Эскимосский язык изучают в 4 образовательных учреждениях общего образования: № 1 2 3 4 Наименование образовательной организации Количество часов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования поселка Провидения» 1 ч. в неделю Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Новое Ча-плино» 3 ч. в неделю Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования с.Уэлькаль» 2 ч. в неделю Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 2 ч. в неделю В системе профессионального образования программы по эскимосскому языку и литературе реализуются в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» по следующим направлениям: № Образовательные программы Наименование модуля и дисциплин Количество часов 1 2 44.02.01 Дошкольное образование Общий гуманитарный цикл. Родной язык и литература 172 ч. Учебные предметы по выбору. Родной язык/ Родная литература 156 ч. 3 4 5 44.02.02 Преподавание в начальных классах Преподавание родного языка и литературы по программам начального общего образования/ Родной язык с методикой преподавания 474 ч. Преподавание родного языка и литературы по программам начального общего образования/ Родная литература с методикой преподавания 108 ч. Учебные предметы по выбору. Родной язык/ Родная литература 156 ч. 6 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (по видам) Общий гуманитарный цикл. Родной язык и литература 194 ч. Учебные предметы по выбору. Родной язык/ Родная литература 156 ч. 177 Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации» реализует программы курсов повышения квалификации учителей по программам дополнительного профессионального образования: «Повышение профессионально-педагогической компетентности учителя родного (чукотского, эвенского, эскимосского) языка», «Формирование педагогических компетенций при использовании практико-ориентированного подхода в обучении детей родному языку» и другие. В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» реализуются образовательные программы в области родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе по изучению эскимосского языка по следующим направлениям: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Образование в области родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Образование в области русского языка и литературы», степень - бакалавр, 5 лет обучения; 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Этнокультурологическое образование, Историческое образование», степень - бакалавр, 5 лет обучения; 44.03.01 «Педагогическое образование, Этнофилологическое образование», степень - бакалавр, 4 года обучения; 44.04.01 «Педагогическое образование, Этнокультурология и этнофилология в североведческом образовании», степень - магистр, 2 года обучения; аспирантура по научной специальности 5.9.5 «Филология, Русский язык. Языки народов России», 3 года обучения)». В институте народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена представлена система непрерывного образования в области изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры). Образовательные программы, реализуемые институтом народов Севера, направлены на подготовку учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для системы основного (общего) и среднего (общего) образования. Созданы условия для развития системы дополнительного образования по изучению родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, повышения квалификации учителей по данному направлению. Анализ ситуации с реализацией образовательных программ показывает, что в дошкольных образовательных организациях нет программ по эскимосскому языку и литературе. Обучение эскимосскому языку ведется в 4 общеобразовательных организациях Чукотского автономного округа. Подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования со специализацией «Родной язык», «Родная литература» ведется в Государствен-178 ном автономном профессиональном образовательном учреждении Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж»: «Воспитатель дошкольных образовательных организаций», «Учитель начальных классов», «Педагог дополнительного образования». В структуре регионального института развития образования и повышения квалификации функционирует отдел этно-педагогических технологий, обеспечивающий методическое сопровождение образовательных организаций. В Чукотском автономном округе сформирована система мероприятий, направленных на выявление одаренных детей и развитие их таланта в области изучения родного языка, родной литературы, культуры коренных малочисленных народов Севера. Существуют меры стимулирования и поощрения одаренных детей, направленные на развитие их таланта в области изучения родного языка, родной литературы, культуры коренных малочисленных народов Севера. Продолжается системная работа по сохранению и развитию родных языков (родной литературы) в Чукотском автономном округе. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/412