PT - JOURNAL ARTICLE AU - Земцова, В. И. TI - ПРЕДМЕТ РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ РОДНОГО (НЕНЕЦКОГО) ЯЗЫКА В ТМК ОУ «НОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» DP - 2023-03-27 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/404 AB - Россия - многонациональная страна. Сегодня, наверное, у каждого малого народа вопрос сохранения родного языка - это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций, потому что родной язык - духовное богатство народа. Родной язык должен быть ключом, открывающим всю глубину и красоту духовного богатства народа, передающим нравственные устои нации, его обычаи и традиции. Абсолютно правильно и естественно, что сегодня каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и благополучным. Однако при таком стремительном темпе жизни меняются устои и стереотипы современного общества, что, к сожалению, снижает актуальность изучения родного языка. Увы, большая часть молодых родителей считает, что для успешной учебы, карьеры родной язык не является обязательным. По сельским меркам ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат» одна их самых крупных школ сельского поселения Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в которой обучается, на начало 2021/22 учебного года, 475 учащихся. Национальный состав обучающихся составляет - 93% (из них 41% обучающихся - это проживающие в поселке, 53% - дети, родители которых ведут традиционный кочевой, полукочевой образ жизни, 6% - обучаются по очно-заочной форме). В педагогическом коллективе - 65% педагогов из числа коренных малочисленных народов Таймыра, 57 педагогов (73%) - выпускники Носковской школы, 16 чел. (21%) - приезжие учителя. Преподавание родного (ненецкого) языка в ТМК ОУ «Носковская школа-интернат» ведется уже более 35 лет. С 2019 г. образовательное учреждение перешло на пятидневную учебную неделю, в связи с чем сократилось количество часов на изучение родного языка. Если при шестидневной неделе на 143 преподавание родного языка выделялся 1 час на изучение родного (ненецкого) языка + 1 час родной (ненецкой) литературы за счет часов учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (факультатива), что позволяло принимать активное участие в муниципальных и межрегиональных олимпиадах по родным языкам. На сегодняшний день на изучение родного языка осталось 0,5 часа на изучение родного (ненецкого) языка + 0,5 часа родной (ненецкой) литературы. Приходится либо проводить интегрированные уроки родного (ненецкого) языка и родной (ненецкой) литературы, либо в одном полугодии изучать язык, в другом - литературу. Получается, что изучаем родной язык «галопом по Европам». Неожиданно в обязательной части учебного плана в 2019 г. появился второй иностранный язык, всего 0,5 ч. Это значит изучать его надо либо в 1 полугодии, либо во втором, либо 1 раз в две недели. В условиях двуязычия, выделенные 0,5 ч. на изучение второго иностранного языка, - это нецелесообразная трата учебного времени. Эти 0,5 часа могли бы пойти на изучение родного языка, добавив еще 0,5 ч. из части, формируемой участниками образовательных отношений, - полноценный час, необходимый на изучение родного языка и родной литературы. Но, не смотря на такую ситуацию, преподавание ведется. Совместно с учителями, ведущими родной (ненецкий) язык, решили, что для детей, желающих принимать участие в предметной олимпиаде по родным языкам, вести дополнительные часы через внеурочную деятельность. В 2021-2022 учебном году родители и учителя школы обратились к администрации школы с просьбой об открытии группы для начинающих изучать родной (ненецкий) язык независимо от национальности. Таким образом, в ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат» родной (ненецкий) язык к 2028 г. будут изучать все обучающиеся - 100%. Очень часто звучит мнение, что дети коренных жителей Севера отстают в развитии. Возможно! Но тут, наверное, стоит поспорить. Да, у детей-кочевников труднее происходит процесс социализации. Это и национальный менталитет, и условия жизни детей. В условиях кочевья у них свой распорядок жизни, нет конкретного установленного рабочего времени, все жители стойбища находятся в непосредственной близости с природой. Поэтому четкие режимные моменты жизни поселка поначалу угнетают маленьких кочевников. Мальчишки в 12 лет - это мужички, которые являются серьезными помощниками отцам, девочки могут заменить хозяйку стойбища в случае ее отсутствия. Конечно, дети - кочевники не знают всех нюансов цивилизованной жизни в отличие от детей, проживающих в мегаполисах центральной части нашей страны. Но они знают, как выжить в суровых условиях Арктики. В родной стихии они все общаются на родном языке, думают на родном языке. Это одна из причин их замедленного темпа на уроке - это то, что ребенку приходится услышанное на русском языке, перевести на родной, осмыслить, ответить про себя на родном, затем перевести снова на русский. На это уходит время. Уже в среднем звене при работе в группах обучающиеся, вла-144 деющие родным (ненецким) языком, обсуждают вопросы на родном языке, но отвечают на русском языке. В нашей школе сложилась непростая ситуация: незнание родного языка поселковыми детьми, хотя оба родителя являются ненцами, и незнание русского языка детьми, поступившими в 1 класс. Поселковых детей готовят к школе в дошкольной группе, они говорят все хорошо на русском языке, но не владеют родным языком, либо немного понимают. А вот тундровички практически не говорят на русском языке. Их привозят только к началу учебного года, опаздывают, привозят позже по разным причинам. Для них 1 класс - огромный стресс: в течение первого полугодия им нужно научиться понимать и говорить на русском языке. Поэтому для таких детей была организована предшкольная подготовка в марте - апреле, когда родители могут хотя бы на небольшой период привезти ребенка из тундры и по возможности посещать Школу будущего первоклассника, чтоб для будущего ученика приезд в школу не был таким стрессовым. В 2018 г. к ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат» был присоединен детский сад. Дошкольные группы (3 разновозрастные группы по 20 чел.) посещают дети, постоянно проживающие в поселке. Родители этих детей дома в основном разговаривают на русском языке, поэтому было решено создать языковое гнездо, где через игровую форму будет изучаться родной язык. Таким образом создана преемственность по изучению родного языка. Очень не хватает для этой категории детей детских книжек-раскладушек на родном ненецком языке. Пусть даже переведенные русские народные сказки на ненецкий язык. Педагоги сами переводят тексты, составляют свои, рисуют иллюстрации к таким текстам. Большим подспорьем у нас является школьный передвижной этно-парк «Едей яля», который является комплексным социокультурным проектом. Проект Этнопарк «Едэй яля» (в переводе с ненецкого языка «Новый день»), стал победителем в номинации «ПОЛЮС ВОЗРОЖДЕНИЯ» в конкурсе социальных проектов, проводимого ПАО «ГМК «Норильский никель», стоимость проекта 1 млн руб. Руководитель проекта - Д. А. Силкин, зам. директора по УВР ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат». Цель проекта: создать образовательное и культурно - досуговое пространство на территории пришкольного интерната в целях массового вовлечения учащихся в процесс изучения родного языка, культуры и традиций ненецкого народа. Через образовательный этнопарк реализуется учебная и внеурочная деятельность. В структуру Этнопарка входят: - Секции по национальным видам спорта; - «Сердце Севера», «Ритм», «ШКОДа» - детские танцевальные коллективы школы -интернат; 145 - Кружки по декоративно - прикладному искусству: «Бисероплетение», «Мастерица», «Рукодельница». Ни один концерт в поселке не обходится без школьных детских коллективов, руководителем которых является выпускница нашей школы, талантливый педагог Баннова Екатерина Сергеевна. Своими знаниями, опытом по шитью национальной и стилизованной одежды, орнаментов делятся воспитатели интерната Ядне Зинаида Семпевна, Тэ-седо Роза Хенонччивна. Бисероплетению учит учитель-логопед Ямкина Юлия Леонидовна. Стало традицией накануне основного Дня оленевода проводить «Детский день Оленевода». Первый «Детский день Оленевода» состоялся 24 марта 2019 г. На берегу протоки Ушакова с 14:00 часов играла веселая задорная музыка, звучала ненецкая речь, яркая национальная одежда детей и воспитателей была видна издалека. Жители поселка с большим удовольствием приняли участие в нашем празднике. Сельские предприниматели оказывали спонсорскую помощь. Окруженные живым коридором зрителей, дети соревновались в силе, ловкости и сноровке. Состязания включали в себя национальные виды спорта: тройной прыжок, метание маута на хорей, прыжки через нарты, перетягивание палки и бег. Старшеклассники, занимающиеся серьезно северным многоборьем, являются опытными спортсменами, были членами судейского состава. Девчонки с удовольствием выполняли роль хозяек чума, угощали гостей мясным бульоном, строганиной, горячим чаем. Все было по-настоящему, как в жизни. В чуме, в балке обязательно звучала ненецкая речь. Любой гость, заходя в чум, обязательно здоровался по-ненецки: «Ани торова!» В этом году администрация школы-интерната обратилась к родителям, чтобы они сшили для младших детей национальную одежду, которую можно надеть на курточку. Очень многие откликнулись. В апреле 2022 г. на детском Дне оленевода большинство ребят будут одеты в красивую национальную одежду. В новом 2021-2022 учебном году в планах открыть «Музейный уголок», кружок «Рыбалка и охота». Отсутствие определенных дидактических материалов не говорит о том, что не надо проводить занятия. Понятно, что никто другой не сможет помочь нам в этой ситуации, кроме нас самих никто не создаст необходимую литературу. Поэтому я считаю, что самим педагогам надо собирать материал, а методические центры должны оказать поддержку по изданию литературы. К сожалению, для учителей родных языков нет курсов повышения квалификации. Один из самых приемлемых вариантов в современное время - это дистанционная форма. Поэтому обращаемся к РГПУ им. А. И. Герцена разработать такие курсы для учителей родных языков. Жизнь стремительно летит вперед, изучение родных языков сегодня не является приоритетной, потому что на родном языке не говорят на предпри-146 ятиях, куда идут работать выпускники школ. Но чем лучше дети владеют родным языком, тем ярче, красивее выражают свои мысли в устной и письменной речи. Отсюда, задача учителя родного языка - формировать национальное самосознание учащихся. А значит нужна поддержка не только моральная, но и материальная тем, кто обучает, формирует это национальное самосознание - учителю родного языка, воспитателю, чтоб не опускались руки, чтоб было желание учить детей родному языку. Возлагать задачу сохранения и развития родных языков только на систему образования и культуры неправильно. На это надо обратить внимание и законодательным органам регионов. Прав Расул Гамзатов: «Народ как отдельный этнос живет до тех пор, пока живет его родной язык».