%0 %A Лапсуй, Л. И. %T «РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ В ИГРАХ КАК ЭЛЕМЕНТ ОТРАЖЕНИЯ НЕНЕЦКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» %D 2023 %X С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют в различные игры. Это столь же естественно, как и другие занятия человека. Нельзя не согласиться и со словами А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. П о э том у воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы». Огромным значением в воспитании ненецких детей пользуются игры. Своего рода, народная игра показывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в младшем поколении уважение и почитание к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает дружеское отношение друг к другу, прививает правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к сложному образу жизни, связанным с основными занятиями кочевника. В народных играх отчетливо проявляются такие особенности традиционного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность. Игра - важный этап в развитии ребенка, через нее ребенок познает мир. В игре дети не просто подражают взрослым, они неосознанно готовятся к са-135 мостоятельной жизни. Будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры. Обычаи и традиции ненцев сохранились до сегодняшнего времени. С малых лет родители готовят ребенка к суровым условиям жизни на Севере, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидают его во взрослой жизни. Как только ребенок начинает ходить, отец мастерит для сына маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирает кусочки меха, сукна, закладывает навыки будущей хозяйки. Ненецкая девочка с раннего возраста участвует в нелегком женском труде. В этот период у девочек появлялись игры и игрушки, приучающие их к труду женщины-хозяйки, будущей матери - это куклы ‘ӈухуко’, которыми она с увлечением играет. В чуме всегда есть место, где хранятся куклы - справа, подальше от входа, при перекочевках они хранятся в ‘тучейках’ - сумочках на женских нартах. Все это сопровождается игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций своего народа. Традиционное воспитание очень своеобразно, прежде всего оно направлено на подготовку подрастающего поколения к промысловой деятельности, к кочевому и полукочевому образу жизни. Подготовка к суровым условиям и закаливанию характера идет через обучение стрельбе из лука, ходьбе на лыжах, управлению оленьей упряжки, метанию аркана, управлением лодкой и т. д. Воспитательное и образовательное значение традиционных игр, особенно мобильного характера, чрезвычайно разнообразно. Благодаря им развиваются различные качества ребенка, играющие ключевую роль в его формировании. Глубина и универсальность делают традиционные игры ненцев эффективным методом в воспитании подрастающего поколения, что является незаменимым средством. Применение игр в определенной системе и в сочетании с иными средствами обеспечивает наиболее высокую эффективность в воспитании необходимых черт характера, а также в изучении родного языка. Популярные ненецкие игры среди детей: борьба, гонки на лыжах, стрельба из лука, прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, метание аркана на хорей, прыжки в длину и т. д. Проводятся они обычно на национальных праздниках, во время отдыха, в образовательных учреждениях и т. д. Метание аркана на хорей «Ярколава"» Состязаются зимой мальчики в возрасте 7-13 лет и взрослые, когда приедут на стойбище и распрягут оленей. Количество участников не ограничивается. Для состязания в снег втыкают хорей (шест с привязанным к нему колокольчиком для отпугивания злых духов). Каждый участник имеет аркан. Игроки по очереди встают боком к хорею так, чтобы ближняя к нему нога находилась на расстоянии около 50 см от него. Игроки отматывают только необходимую по длине часть аркана для метания 136 на верхушку хорея, а оставшуюся часть прижимают к земле ближней к хорею ногой. Затем броском руки снизу через сторону они бросают аркан вверх так, чтобы тот зацепился петлей за верх хорея или охватил его. Варианты игры: 1. Каждый участник выполняет три попытки. 2. Арканы бросают до тех пор, пока не попадут в цель. 3. Все участники одновременно встают боком к хорею по кругу на расстоянии 50 см от него и по очереди выполняют броски. Побеждает тот, кто наиболее метко бросит аркан в цель. Во время игры дети используют в своей речи слова: ‘тынзя’ - аркан, ‘моепа’ - бросать, ‘хубта’ - далеко, ‘ярка’ - поймать, ‘нямд’ - рог, ‘ярко-ла’ - ловить оленей, ‘сюрберць’ - бегать, ‘яркыба’ - поимка арканом, ‘сяра’ - привязать, ‘тюр’ - хорей. Перетягивание палки Состязаются круглый год в помещении и на воздухе дети и взрослые. Количество участников не ограничивается. Для состязания берут палку длиной 60 см, диаметром 3-4 см из любого дерева, часто используя для этого кусок хорея, тщательно очищают ее от неровностей и зашкуривают. Также выбирают доску длиной 1-1,5 м, шириной 35-40 см, иногда используя вместо доски бревно. Два игрока садятся на землю или на пол друг напротив друга, упираясь ступнями прямых ног в доску, и берутся руками за палку. Хват произвольный, т. е. можно браться одной рукой хватом сверху, другой - хватом снизу и т. д. По команде судьи, функции которого может выполнять любой игрок, соперники начинают тянуть палку на себя, стараясь оторвать противника от земли или пола. Во время перетягивания можно отрывать ноги от доски или постукивать ими по доске. Если игрок падает набок, но не выпускает палку из рук, это не считается поражением, и ему дается еще одна попытка. Лучше всего, если один из участников перебрасывает другого через себя. Проигравший выбывает из борьбы, а с победителем садится следующий участник состязания начинает соревноваться следующий участник), и игра продолжается. Побеждает тот, кому удается перетянуть всех участников состязания. Тройной прыжок Состязание проводится в летнее время на ровной площадке. В нем могут участвовать мальчики в возрасте 10-14 лет и взрослые. Количество участников не ограничивается. Перед началом состязания на песке проводят линию, от которой выполняются прыжки. Первый игрок встает как можно ближе к линии, не наступая на нее, ступни ног вместе, носки направлены вперед. Сгибая ноги в коленях и убирая руки назад, игрок за счет быстрого разгибания ног в коленях и одно- 137 временного маха руками вперед-вверх выпрыгивает вперед, приземляется на одну ногу, а затем, оттолкнувшись ею и вынося колено другой ноги вперед, - на две ноги. После этого он, оттолкнувшись двумя ногами, прыгает последний раз, чтобы приземлиться на две ноги. После этого кто-нибудь из участников проводит линию на месте его приземления, т. е. по последней точке касания относительно места отталкивания. Затем по очереди прыгают остальные участники. Побеждает тот, кто прыгнет дальше всех. Традиционные игры ненцев для каждого возраста детей имели свою психолого-педагогическую направленность и значение. Они были направленны не только на жизненно необходимые качества и двигательные навыки, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, нравственности, а так же прекрасно подготавливали к промысловой, хозяйственной деятельности в экстремальных условиях Севера. Этнопедагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование традиционных игр являются: реализация духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения другому; системный охват народными играми различных сфер жизнедеятельности ненцев (домашнее хозяйство, промыслы, быт и т. д.); использование традиционной технологии организации и руководство игрой старшими; применение адекватной традиционной символики и атрибутики (игрушек, инвентаря для игр), сопровождающих проведение игр. Проведение традиционных игр при специально созданных этнопедагоги-ческих условиях позволит значительно обогатить духовную культуру не только ненецкого народа, но и других этносов России. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/402