RT - SR - Electronic T1 - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ SP - 2023-03-27 A1 - Романов, К. В. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/393 AB - Вступление мировой цивилизации в эпоху многополярного мира настоятельно требует уточнения философско-теоретических оснований изучения развития коренных малочисленных народов России. Восточный экономиче-84 ский форум 2022 г. стал поворотным пунктом анализа тех глобальных перемен, которые вовлекают коренные малые народы нашей страны в новую социальную, культурную и ментальную реальность. «В начале XXI века исследователями разных стран констатировался крах концепций британского “мультикультурализма” и американского “плавильного котла”, предполагающих почти “естественную” культурную интеграцию многонационального населения. В условиях катастрофического по масштабам миграционного потока столь же безуспешной оказалась и политика принудительной полной ассимиляции иноязычного и инокультурного населения. Однородности и консенсуса достичь не удалось. Очевидно, своеобразным пиком этих процессов стали расовые волнения 2020 г. в США» [5, c. 218]. Для понимания методологических особенностей педагогики межнационального общения малых народов важно определиться с основными аспектами кросс культурных и поликультурных исследований, с угрозами существованию жизни в новых исторических условиях, а также с рисками неизбежных инноваций в образовательном процессе. Вызовы - информационно-технологический, сциентический, биофизический, климатический, геополитический - стоят за многими локальными конфликтами в межнациональных отношениях. Причем резкие изменения в геополитике, в климате и в технологиях оказывают наиболее сильное влияние на традиционные культуры малых народов. С ускорением исторического процесса в условиях частичной цифрови-зации образования и управления при всей их малозаметности наиболее ощутимыми становятся риски антропологические. Среди этой группы рисков на первый план выходят риски социально-культурные, психологические и ментальные. Цивилизационные вызовы для народов северных и арктических территорий сегодня все больше связаны с тенденциями, обнаруженными некоторое время тому назад. 1. «Неконкурентоспособность традиционных способов хозяйственно-экономической деятельности коренных народов на фоне масштабного освоения природных ресурсов крупными бизнес-корпорациями», что требует подготовки школьников к постиндустриальной деятельности без потери этнической идентичности. 2. Уход от национальной культуры «под давлением универсальной массовой культуры и ценностей “общества потребления”». 3. «Несоответствие форм базового образования …особенностям образа жизни, связанными с природно-климатическими условиями северных территорий» [1, c. 46]. Процессы урбанизации нарушили межпоколенную трансмиссию этнокультурного воспроизводства личности через семью и общину. Ведущим каналом становится школьное образование. Чем важна методология для педагогических исследований в новой реальности? Каковы ее узловые моменты? Что она может дать для педагогики меж- 85 национального общения? Для методологических размышлений важно определиться с основными аспектами исследований в педагогических науках, связанными с угрозами существованию жизни и с рисками инноваций. Современность как главный предмет изучения предстает как перекрестие глобализации, транзитивности, виртуальности и трансформации и поляризации ценностей. Причем именно трансформация ценностей в этом перекрестии становится координатором выделенных процессов. Мировые события 2022 года позволили обнаружить удивительный факт. Руководство многих стран, считавшихся сторонниками свободного демократического развития, в противовес воле своих народов, встало на путь авторитаризма, повторяя ошибки той части советской системы, которую они долго критиковали. «Передовые технологии, цифровизация, искусственный интеллект, другие достижения научно-технической революции дают существенный толчок развитию человечества. Но чтобы не прийти к цивилизационному тупику, прогрессу должно сопутствовать (а может быть, и опережать его) духовное, гуманистическое, ценностное развитие общества. Однако в мире как раз в этой сфере наблюдается глубокий кризис» [2, c. 8]. Духовный кризис западной цивилизации существенно повлиял на методологические основания социально-гуманитарных исследований. Именно в области методологии сегодня важно определиться с теми координатами осмысления реальности, которые позволят выйти из тупика. В сложившейся геополитической ситуации все большее влияние на методологию социально-гуманистических наук оказывают три идеи - либеральная, фашистская и социалистическая. Но было бы ошибкой не замечать усиливающееся влияние традиционно-консервативных настроений со стороны граждан многих государств и идей гуманизма со стороны высокой культуры, науки, некоторых течений в конфессиональных движениях. Единственный путь сохранения человечества в условиях возможности прямого столкновения ядерных держав - это путь принятия блага гармонии. «В поисках выхода из ситуации, способной вызвать массовую шизофрению, бунтарские настроения, крайности пессимизма, в… образовательной работе точкой сбора может стать идея гармонии духовного, душевного и телесного здоровья каждого, кто участвует в конструировании реальной жизни на основе гуманизма» [6, c. 17-18]. Неизбежно усиливающееся влияние гуманизма связано с противостоянием его во всем мире бесчеловечному и антикультурному. Доминирование культурной сообразности в нынешнем столетии не случайно. «На протяжении нескольких тысячелетий борьба различных идеологем экономического, военно-политического, расового и конфессионального типа строилась на основе властных отношений, подчиненных принципу жесткой эксплуатации человека человеком. Выживание мировой цивилизации в XXI в. возможно при установлении баланса между глобальной и национальной, массовой и элитарной 86 формами культуры» [9, c. 112-115]. Особое значение приобретает взаимоотношение народной и личной, традиционно-консервативной и инновационной форм культуры. Правы те авторы, которые стремятся связать идеал будущего с представлением об обществе, в котором свобода каждого является условием развития всех. В этом случае максима гласит: «Делай, что можешь, но только не то, что вредит развитию других». Встает главный вопрос: что человек может и что должен? Это вопрос о будущем вида «гомо сапиенс». Благо гармонии, понимаемое как ценность соразмерности всех частей целого, это признание единства людей всех этносов, всех типов, видов и уровней культур в их многообразии. Условием такого признания является вочеловечивание в противовес расчеловечиванию и очеловечивание в противовес обесчеловечиванию [7, c. 54-55]. Глобализация не остановилась. Она видоизменяется под давлением этнических и национальных трансформаций культуры. В этой связи поликультурное образование не только уходит в прошлое, оно получает новый импульс педагогического осмысления межкультурного общения. Сегодня поликультурное образование представляет собой трехслойный пирог. В конце 1980-х гг. начался переход от полиэтнического к полисоциальному образованию. За объект изучения в образовании была принята социокультурная группа. Этническая группа стала рассматриваться в ряду других многочисленных групп: классовых, родовых, половых, религиозных, политических, профессиональных, возрастных, лиц с ограниченными возможностями. Эти два подхода - полиэтнический и полисоциальный - определяли в качестве носителя культуры народ или иную социальную группу. При третьем социально-антропологическом подходе основным носителем, чья деятельность определяет саму основу культуры, становится личность. Полиэтнический подход соответствовал классическому этапу становления научной рациональности, полисоциальный - неклассическому, социально-антропологический подход в методологии поликультурного образования соответствует неонеклассическому этапу научной рациональности. Если в методологиях полиэтнического и полисоциального подходов решающую роль играли методы онтологизма, гносеологизма, причинности, историзма, объективности, системности, деятельности, универсализма, компетентности, то в методологии социально-антропологического подхода возрастает роль принципов и приемов коммуникативности, субъектности и аксиологич-ности, в связи с этим методов герменевтики, феноменологии, когнитивных исследований. В настоящее время можно констатировать, сколько в стране научных школ с авторитетными именами, столько научных методологий. Такова особенность современной мировой науки, в том числе педагогики. Возможно, поэтому уважающие себя авторы предпочитают писать о методологических подходах чаще, чем о методологических основаниях. 87 Все сходятся на том, что методология - это учение о методах достижения поставленной цели. В основе любой методологии соотношение сознания - слова - действия. В любой методологии три уровня: мировоззренческий - концептуально-проектный - технологический. Любая методология помимо суммы применяемых методов включает концепцию (идея+ эпистемология + мировоззрение), выбор условий применения методов, обоснование форм исследования и применения полученного знания. Поскольку видов деятельности, как и целей деятельности, видов и форм сознания, как и типов слов, выражающих направленность сознания на объект (интенция), достаточно много, то разумно предположить, что число научных методологий в современном мире велико. В силу своего концептуального междисциплинарного характера именно методология отвечает за выбор практических и теоретико-исследовательских методов. Какие методологии научного познания сегодня пользуются известностью? В отечественных исследованиях наиболее часто выделяются три направления: универсальный эволюционизм (В. С. Степин), панметодологизм (Г. П. Щедро-вицкий), гуманистический конструктивный реализм в философии культуры (В. В. Лекторский). К педагогике межнационального общения малых народов ближе всего данное направление. Гуманистический конструктивный реализм в философии культуры В. В. Лекторского складывается в начале XXI в. Фактологическую базу данного направления составили работы в области синергетики, психологии, нейрофизиологии, антропологии, культурологии, социологии, истории науки [3]. Данное направление оказалось весьма созвучно пониманию сущности образования как усвоения учеником целостного человеческого опыта (В. В. Кра-евский, И. Я. Лернер, М. И. Скаткин и др.). В основу содержания образования были положены система знаний о мире; система способов деятельности, отраженная в виде умений и навыков; опыт творческой деятельности в виде методов познания и истории открытий; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. В условиях теоретического парадигмального полицентризма обилие методов, подходов и принципов при невероятной скорости нарастания объемов научной информации ведет к эпистемологическому анархизму, в результате чего падает адекватность понимания происходящих процессов. Сосуществование истин в разных контекстах - это великое завоевание эпохи постнеклассической рациональности. Но для принятия тех или иных решений исключительную роль играет время, понимаемое как своевременность избираемого направления мысли и действий. Возникает цепочка: философия и эпистемология познания (с картиной мира) - философия образования (с типом мировоззрения) - общая педагогика - разделы педагогики и конкретные дисциплины - методики и технологии. В этой связи представляется принципиально важным обратить внимание на некоторые общеметодологические особенности понимания развития пе-88 дагогики и образования. «Следует подчеркнуть, - считают А. П. Тряпицина и С. А. Писарева, - что в философии ХХ века усилилось влияние новых подходов к познанию, основой которых стали антропологические и социокультурные смыслы, что позволяет негативно оценить тенденцию науки к получению объективной, обесчеловеченной истины, истины, оторванной от внутреннего мира человека. В свою очередь это ориентирует исследователя на такой критерий научности знания, как глубина понимания изучаемых объектов и явлений» [7, c. 5]. Именно поэтому в поликультурных исследованиях этнологического плана появилось понятие «этнической идентичности», которое с каждым годом приобретает все большее методологическое значение. «По справедливому замечанию В. А. Тишкова, - считает И. Л. Набок, - здесь требуется переход от поиска человека в этносе к поиску этноса в человеке, т. е. перенос внимания на личность. Именно в связи с этим в центре внимания оказалось понятие, производное от этничности - «этническая идентичность», отражающее осознаваемую (или неосознаваемую) соотнесенность (тождественность) личности с этнической группой, ее культурой» [4, c. 49]. Развитие методологических идей В. В. Краевского позволило А. П. Тряпи-циной и С. А. Писаревой обратить внимание на те обстоятельства, которые вредят педагогическому исследованию. Это: 1) пренебрежение личностью во всем, что нельзя измерить, 2) сведение результатов к обобщениям и абстракциям, которые формируют опасный в нравственном отношении взгляд на детство, 3) презрение к естественному языку, 4) признание в научном исследовании единственно достойной формы отражения реальности. Для самоопределения исследователя характерно понимание сущности современной науки, для методологии которой характерно принятие тезиса о социально-культурной обусловленности познания. Осмысление постнекласси-ческого этапа развития науки определяет выбор соответствующей методологической основы исследования. Это находит отражение в концептуальной и технологической состав- ляющих исследования. При изучении педагогической реальности в контексте становления педагога авторы в качестве ведущего методологического подхода выделяют онтологический подход. Он реализуется посредством: - социокультурного подхода; - методологии социального конструктивизма, при котором «знание что» уступает место «знанию как»; - методологии междисциплинарной коммуникации дисциплин. [8, c. 6-7]. Сегодня над примордиалистским и конструктивистским подходами к методологическому осмыслению проблем исследования межнационального общения добавляется новый подход, суть которого связана с пониманием того, что «путь от этнической идентичности к гражданской идентичности лежит через идентичность этнорегиональную». Преимущество России как «поликультурного, полиэтнического государства “коренных народов” (народов, жи- 89 вущих на своей земле) состоит в том, что здесь единство, интеграция этнической и гражданской идентичности может быть достигнуто при посредстве этнорегионального фактора» [4, c. 49]. Объектом исследования в этом случае становится подготовка личности коренного жителя к общению с носителями инновационных технологий через систему непрерывного этнокультурологического образования. «Стратегической целью системы этнокультурного образования коренных малочисленных народов севера является становление целостной личности, обладающей этнической, региональной и российской гражданской идентичностью; личности, готовой к самообразованию, самоопределению и самореализации в высокотехнологичном поликультурном мире» [1, c. 46]. Именно такая личность востребована в ситуации массовой миграции специалистов из других регионов России для решения задач, сформулированных на VII Восточном экономическом форуме. Социально-антропологический этап в поликультурном образовании позволяет выйти на этнорегиональный подход к этнокультурологическому образованию. В философско-методоло-гическом плане данный подход может быть представлен как гуманистический конструктивный реализм в педагогике межнационального общения малых народов России.