RT - SR - Electronic T1 - ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ, КАК МЕТОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ДИСКУРСА SP - 2023-03-27 A1 - Косоня, Ю. Р. A1 - Кузнецов, А. Н. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/392 AB - Цифровая культура - это культурологический термин, который появился для обозначения нового этапа культуры, связанного с информатизацией общества и цифровыми технологиями. На сегодняшний день мы наблюдаем ситуацию, при которой ведущей чертой современного технологически продвинутого общества является общение через социальные сети, которые, в свою очередь, предполагают обмен информацией и потребление небольших объемов данных (кратких новостных сводок, мини-постов и т. п.). Таким образом, Интернет становится посредником вовлечения людей в виртуальные сообщества, в пространство киберкультуры. Помимо индивидуальных форм коммуникации через электронную почту существуют различные формы коллективной коммуникации посредством телеконференций, интерактивных систем коллективной коммуникации (Internet Relay Chat) для проведения дискуссий, а также различные организационные ресурсы (on-line курсы, интернет-проекты, сетевые игровые сервисы [4, 31]. Как уже говорилось выше, к цифровым средствам коммуникации можно отнести открытые источники Интернет, социальные сети, диски хранения информации в сети, средства для передачи данных (флеш-носители), которые прочно вошли в жизнь современного человека, оказывая на него сильное влияние и делая впоследствии зависимым от социального, не контактного общения, быстрого поиска информации. Тем не менее, все перечисленные цифровые удобства обладают большим потенциалом для культурологических и этнографических исследований, и в особенности для исследований поликультурного пространства и современных межэтнических дискурсов. Отечественные ученые-исследователи в своей работе стали активно пользоваться цифровыми технологиями. В качестве примера можно привести перевод и хранение исторических источников в цифровом формате, электронные справочники, видео-, аудио - материалы, которые во многом помогают развитию научной деятельности и науки, в частности этнографии. Вопросом об использовании современных цифровых технологий в этнографии занимается множестве российских (Н. Л. Соколова, П. А. Лебедев, Д. Стребков) и зарубежных ученых (А. Страусс, Дж. Корбин, Р. Б. Монтагут). Американский исследователь Дхирадж Мурти в своих трудах рассматривает возможности реализации и проблемы цифровых технологий, их влияние на область этнографических исследований. Автором выделяются следующие технологии исследования: онлайн опросы, видеорепортажи, социальные сети, интернет-сайты, блоги. 82 В качестве основной цифровой технологии в этнографическом исследовании используются онлайн опросы. В настоящее время существует большой спектр средств и программ составления опросов, где одним из самых распространенных и популярных являются Google формы. Среди плюсов технологии онлайн опроса можно выделить легкость в хранении и поиска данных, проведения их качественной и количественной обработки. Также стоит отметить, что именно благодаря онлайн опросу представляется возможным узнать личные данные респондента (для составления целостного культурного портрета) и подробности оговариваемой темы. Другой технологией, получившей распространение в цифровой этнографии, является видео и видеорепортаж. Мурти выделяет три «жанра» (формы) использования цифрового видео респондентами: 1) респондент выступает как видео(авто)биограф; 2) видео vox populi; 3) создание видео с помощью видеокамер (webcams) [3, 257]. Так, в возможности видеорепортажа входит не только запечатление процесса или опроса на камеру, н о и дальнейшее хранение полученного этнографического материала, что является несомненным плюсом данной технологии. Необходимо отметить, что большие видео-площадки открытого доступа (такие как YouTube) открыли путь для формирования направления профессионального и любительского видео-блогинга. С точки зрения этнографического исследования платформа предоставляет интересные сведения и материалы из жизни конкретных людей и целых сообществ. К примеру, появилось множество каналов (тематических групп и веб-блогов), в которых представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока рассказывают о своем быте. Подобный информационный контент собирается и анализируется, исключая прямой контакт с респондентом. Социальные сети как цифровые технологии несут в себе идею объединения «друзей друзей» и обладают большим потенциалом развития для научных исследований. Самыми популярными в российском медиа-пространстве являются следующие социальные сети: Facebook1, MySpace, Twitter2, Telegram, ВКонтакте. Они могут быть использованы этнографами несколькими способами: В социальных сетях реализуется поиск респондентов, которые обладают определенными интересами (принадлежат к определенной этнической группе). В условиях Интернет-пространства у исследователей появляется возможность стать виртуальными друзьями с респондентом и собирать данные. За счет открытых общедоступных источников (интернет-группы социальной, политической и другой направленности) исследователи-этнографы находят и накапливают запасы мультимедийных материалов. Исследователь может не только общаться с отдельным респондентом, но и анализировать социальную активность на форумах и вебсайтах. К примеру, 1 Признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ. 2 Признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ. 83 сообщества «вне сети» включают социальные группы, существующие оффлайн, где предметом изучения является онлайн-поведение. Изучение происходит обычно в режиме оффлайн, с помощью личных встреч, неформализованных интервью и наблюдений [2, 129]. 1. Исследователи могут создавать цифровые пространства (сайты, группы, форумы), с целью сбора данных и анализа поведения и взаимодействия людей. Положительной стороной социальных сетей как цифровых технологий является доступный и быстрый поиск представителей того или иного этноса для реализации последующего диалога, что можно считать наиболее выгодным решением (с точки зрения материальной составляющей), чем сбор полевой экспедиции. Однако к явным недостаткам технологии можно причислить невозможность кочевых народов пользоваться социальными сетями из-за отсутствия связи. В заключении необходимо отметить, что сегодня цифровые технологии составляю новую «социокультурную реальность, в которой компьютеры, мультимедиа и интернет открывают новые формы восприятия природной, человеческой и общественной реальности» [1, 37]. Они обогащают и открывают новые перспективы, возможности и тенденции развития таких научных дисциплин, как культурология, этнология, этнография.