@article{Набок2023-03-27, author = {И. Л. Набок}, title = {ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНСТИТУТЕ НАРОДОВ СЕВЕРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Этнокультурологическое образование в Институте народов Севера Герце-новского университета (тогда еще Факультета народов Крайнего Севера) начало осуществляться в 1993 г. и было связано с переходом с 4-х летнего на 5-ти летнее обучение в специалитете. Но прежде всего - с введением специальности «Культурология» и разработкой новой образовательной программы, построенной в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами. Это стало возможно в связи с осмыслением научно-образовательного опыта, накопленного ФНКС, прежде всего кафедрой, возглавляемой выдающимся ученым-североведом Ю. А. Семом в реализации образовательной программы «Традиционная культура и история народов Крайнего Севера». Переименование кафедры, получившей в 1997 г. новое название «Кафедра этнокультурологии», имело далеко не формальный смысл: в научно-образовательном поле новой, становившейся даже популярной отрасли «Культурология» это была особая инновационная область, ориентированная на решение остро дискуссионных и злободневных проблем этничности, межэтнических и межнациональных отношений, смысла так называемого «взрыва этничности», «этнического Ренессанса», нарастающей «этнической мобилизации», «этнической толерантности», наконец, до сих пор не пришедшего к консенсусу методологического спора т. н. «примордиалистов» и «конструктивистов». Собственно говоря, и само название конференции - «Реальность этноса» с ее более чем 20-ти летней историей, в которой участвуют «реальные» представители многих (прежде всего северных) «реальных» этносов, говорит о той принципиальной позиции, которую занимают в указанном споре ученые и педагоги Института народов Севера и, прежде всего, кафедры этнокультуродогии. Следует подчеркнуть, что именно этнокультурологическое знание имеет особое значение в плане осмысления нарастающих глобализационных процессов, нивелирующих богатство и разнообразие языков и культур, разрушающих этническую идентичность, уничтожающих культурную преемственность, лишающих человечество возможности освоения бесценного опыта народов, выработанного в течение веков традиционного знания северных и арктических этносов, которые продемонстрировали уникальные адаптаци- 75 онные возможности выживания и культуротворчества в самых экстремальных природно-климатических условиях [1]. Наверное, самые убедительные аргументы против нарастающей гомогенизации культуры, нивелирования этнокультурного разнообразия приведены в явно, на наш взгляд, недооцененной работе выдающегося отечественного ученого С. А. Арутюнова «Народы и культуры», утверждающего, что полиэтничность и поликультурность являются институциональными, имманентными характеристиками человеческого сообщества, сохранение которых - вопрос физического выживания человеческой популяции: «Отсутствие у человека процессов биологической видовой дивергенции, как раз и делает необходимым его локальное разнообразие, проявляемое прежде всего в выработке различных этнических культур. С этой точки зрения этнические культуры, рассмотренные в проекции на общее развитие человечества, и биологические виды, взятые в их соотношениях к общему полю биологической эволюции, представляют собой во многом изоморфные и изофункциональные образования» [2]. Сказанное, на наш взгляд, - весомый аргумент в пользу подлинной значимости именно этнокультурологического образования. Здесь, на наш взгляд, необходимо сделать одно важное замечание. Не следует, как это, увы, нередко встречается в литературе, смешивать два понятия: «этнокультурное образо-вание» и «этнокультурологическое образование». И тем более - рассматри-вать их в качестве синонимов. На наш взгляд, первое касается общего образования и связано со знакомством с различными этнокультурами (т. е. культурами разных народов) [3], второе касается профессионального образования и связано с соответствующим уровнем обобщения и выявлением законов и принципов существования и функционирования этнической культуры, более того - анализом этничности как имманентного свойства культуры [4]. Для нас особое значение имеет этнокультурологическое образование педагогов и речь здесь идет не о средней школе и даже не о среднем профессиональном образовании, а об образовании высшем, университетском. Это связано с тем, что это образование является многопрофильным и основывается на глубоком взаимодействии культурологии с этнологией (этнографией), философией, историей, социологией, искусствоведением, теорией коммуникации, регионоведением. Именно поэтому кафедра этнокультурологии Института народов Севера создавалась и перестраивалась как принципиально междисциплинарная кафедра, на которой работают преподаватели - кандидаты и доктора исторических наук, философских наук, искусствоведения, педагогических наук, психологических наук. Это, на наш взгляд, обеспечивает более полную реализацию междисциплинарных связей в профессиональной подготовке будущих педагогов и работников сферы культуры. Это, безусловно, имеет огромное значение для решения крайне актуальных для современного мира проблем формирования культуры межэтнического и межнационального общения. Кроме того, многопрофильность этнокультурологического образования адекватна синкретизму этнической культуры, в которой сложно переплетены историче- 76 ские, социальные, религиозно-мифологические, этнопсихологические, художественно-эстетические компоненты, традиционное и современное. Разумеется, этнокультурологическое образование северян, прежде всего, представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, имеет ярко выраженную специфику, связанную, в частности, с особенностями менталитета этих народов. Это касается, например, передаваемых из поколения в поколение художественно-творческих способностях, а также склонностью к знаково-символическому выражению своего мироотношения. Именно поэтому большое значение в профессиональной подготовке студентов-северян имеют занятия музыкой, традиционными видами декоративно-прикладного искусства (в «Кабинете декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов народов Севера») и в Фольклорном театре-студии «Северное сияние», развивающем музыкальную и танцевально-пластическую культуру студентов-северян. Принципиальной особенностью этнокультурологического образования в Институте народов Севера является, безусловно, его «культуро-экологиче-ская направленность»: здесь осуществляется подготовка будущих учителей, причем, учителей-многопредметников, способных преподавать значительное число школьных предметов, в том числе, и весь цикл исторических дисциплин. Это обеспечено тем, что Институт народов Севера первым в Герценовском университете перешел с 4-х летнего (однопрофильного) бакалавриата на 5-ти летний (двухпрофильный) бакалавриат, где студенты получают двойную квалификацию - этнокультурологическую и историческую (то же самое произошло и с филологическим образованием: по-новому 5-ти летнему плану выпускники получают двойную квалификацию - учитель родного языка и литературы и русского языка и литературы). Кроме того, что это целесообразно с содержательной точки зрения и несомненно повышает качество подготовки, такая подготовка обеспечивает хорошую «занятость» выпускников Института в образовательных учреждениях северных регионов. Возвращаясь к этнокультурологическому образованию, следует отметить, что указанные выше «культуро-экологическая» (т. е. культуро-сохраняющая, культуртрегерская) направленность заключается в том, что здесь осуществляется подготовка студентов не только к собственно образовательной деятельности, но и к работе в различных отраслях культуры - в музейной области, в средствах массовой информации, культурных и этнокультурных центрах, в государственных инспекциях по охране памятников и т. д. Очень важно то, что Санкт-Петербург - культурная столица России предоставляет нам такую возможность, предоставляя площадки для прохождения студентами различных видов практик. Следует отметить, что продолжение такого образования студенты-северяне получают в Институте народов Севера, обучаясь в магистратуре по программе «Этнокультурологическое и этнофилологическое североведение». Новые возможности предоставит студентам обучение по новой магистерской программе «Спичрайтинг и имиджелогия». 77 Проблемы и перспективы этнокультурологического образования в ИНС связаны прежде всего с повышением качества образования, которое в значительной степени зависит и от усилий самих студентов, т. к. насыщенность образовательного процесса требует большой заинтересованности студента, достаточных усилий в самостоятельной работе, в частности, научно-исследовательской. Студентам ИНС предоставляются хорошие возможности для участия в грантовой деятельности, в том числе экспедиционной. Перспективы развития этнокультурологического образования в ИНС связаны также с дальнейшим развитием его художественно-эстетической составляющей, опорой на богатейший северный, в частности, традиционный, фольклорный материал. Кафедра планирует реализацию новой магистерской программы художественного образования, разработанной при грантовой поддержке Фонда В. Потанина. Требует дальнейшего развития и активизации аспирантура: в настоящее время функционирует аспирантура по двум специальностям: «Теория и история культуры» и «Теория и методика обучения и воспитания (культурология)». В 90-х годах ХХ в. и начале ХХI в. Были успешно защищены ряд кандидатских диссертаций аспирантов и соискателей кафедры этнокультурологии по специальности «Теория и история культуры»: появились первые кандидаты культурологии из числа представителей КМНС - чукчей, эвенков, долган, селькупов, хантов: З. Тагрина, И. Давыдова, С. Чернышова, П. Чуприн, Н. Сычина, Н. Величко и другие.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/390}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/412}, }