@article{Унру2023-03-27, author = {С. А. Унру}, title = {ИНСТИТУТ НАРОДОВ СЕВЕРА РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Приоритеты государственной национальной политики, обозначенные в Указе Президента РФ, отражают стремление к балансу между укреплением гражданского единства и сохранением этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации. При этом среди основных понятий, используемых для целей Стратегии государственной национальной политики, названы этнокультурные потребности людей в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка. Одним из основных направлений государственной национальной политики является совершенствование системы обучения в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям. Отдельной строкой в Стратегии выделена подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурных и региональных особенностей. В реализации названных задач на территориях поликультурных северных регионов особая роль принадлежит институту народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Вся его деятельность согласуется с направлениями, указанными в Стратегии. Образовательные программы института позволяют обучающимся освоить родные языки и культурное наследие, одновременно с глубоким изучением русского языка, истории, мирового культурного наследия. С 2021 г. институт осуществляет прием на новые программы двухпрофильного бакалавриата: «Образование в области родного языка и литературы КМНСС и ДВ РФ» и «Образование в области русского языка и литературы»; «Этнокультурологическое образование» и «Историческое образование». Эти образовательные программы особенно востребованы будущими педагогами северных школ, которые смогут работать как учителями родных языков, так и учителями-предметниками. Реализация образовательных программ обеспечивается четырьмя кафедрами ИНС. Языковые кафедры - уральских, алтайских, палеоазиатских языков, фольклора и литературы - занимаются изучением и преподаванием 23 языков народов Севера. Преподаватели и выпускники института являются основными авторами учебников и учебно-методических пособий по родным языкам и литературе. Работа кафедры этнокультурологии направлена на реализацию этнокультурного содержания образования, обеспечивает преподавание дисциплин в области североведения, этнографии, этнокультурологии, этнопедагогики, фольклористики, музееведения. 59 Институт народов Севера сохраняет традиции, сложившиеся за 90 лет истории, а также отвечает на вызовы времени и современные потребности регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Так, университет активно включается в процесс развития кочевого образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. По заказу Ямала РГПУ им. А. И. Герцена реализует специально разработанную ИНС совместно с институтом детства образовательную программу подготовки учителей для кочевых школ (заочная форма обучения, профиль «Начальное образование»). Организовывая поступление в университет лиц из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации по целевой квоте, институтом решается важнейшая задача подготовки кадров для региональных школ, сохранение и развитие языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Выпускники ИНС работают в родных регионах по специальности в соответствии с целевыми договорами в образовательных учреждениях, СМИ, этнокультурных центрах, домах творчества. Научно-исследовательская деятельность института осуществляется в рамках проектов, посвященных образованию коренных малочисленных народов Севера, в том числе проблемам изучения языков коренных этносов. Это такие проекты, как «Разработка критериев и методики мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации», «Проведение исследований содержания и методик преподавания родных языков, содержания и методик проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий по родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «Идеографическое представление лексики языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: концепция, методика, лексикографическая практика», «Текстовой и словарный корпус (гизаурус) хантыйского языка», «Выявление закономерностей формирования факторов здоровья, благополучия и качества жизни детей и молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». В 2022 г. совместно с колледжами Ямала, Чукотки, Ненецкого АО, Мурманской обл. реализуется государственное задание на тему «Ресурсы адаптации студентов ССУЗов - представителей коренных малочисленных народов севера к новой социокультурной среде». Воспитательная работа института направлена на формирование гражданской и этнической идентичности будущих педагогов северных школ. Внеучеб-ная деятельность студентов обеспечивается функционированием нескольких объединений, ориентированных на сохранение и популяризацию традиционной культуры северных этносов. Студенты участвуют в международных и всероссийских проектах и грантах североведческой направленности, являются победителями конкурсов и фестивалей, посвященных языкам и культуре коренных народов. Такие мероприятия проводит и сам институт. Так, в 2021 г. институтом народов Севера проведен Всероссийский этнолингвокультуроло-60 гический диктант на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Институтом народов Севера ведется активная работа с регионами, которая приобретает все большее значение в контексте государственных задач, связанных с развитием территорий Дальнего Востока и Арктики. Приоритет социально-экономического развития северных регионов отражен в Правительственных документах, в уже упомянутом Перечне поручений Президента РФ (Пр-71), исполнение которых возложено, в том числе, на РГПУ им. А. И. Герцена. Герценовский университет поддерживает тесные связи с 26 субъектами РФ, относящимися к регионам Севера, Сибири и Дальнего Востока, по заказу которых осуществляет целевую подготовку представителей коренных малочисленных народов Севера. Партнеры ИНС в регионах - это органы управления образованием, учреждения образования и культуры, научные центры, общественные организации. Сотрудничество в рамках договоров осуществляется с министерствами и департаментами образования регионов, вузами, институтами развития образования, этнокультурными центрами. Взаимодействие ведется в области научно-образовательной и культурно-просветительской деятельности, переподготовки и повышения квалификации учителей. Важнейшим направлением является профориентационная работа с выпускниками школ и колледжей и организация целевого приема. Институт осуществляет сотрудничество непосредственно с системой общего образования в регионах Севера. Часть студентов проходит производственную (педагогическую) и летнюю практику в образовательных учреждениях у себя на родине. Преподаватели ИНС оказывают информационную, методическую помощь северным школам, проводя различные виды онлайн семинаров, презентаций, мастер классов, уроков, диктантов на родных языках, профориентационные вебинары для выпускников образовательных учреждений Севера, Сибири и Дальнего Востока. Работодатели, в свою очередь, участвуют в экспертизе и оценке качества реализации ООП, содействуют трудоустройству выпускников. Институт регулярно посещают делегации правительств северных регионов - Таймыра, Ямала, Якутии, Чукотки, с целью проведения встреч со старшекурсниками, информирования их о региональных программах социальной поддержки молодых специалистов и о имеющихся вакансиях. ИНС поддерживает связи с образовательными учреждениями и органами управления образованием регионов Севера, по заказу которых проводит курсы повышения квалификации и методические семинары для учителей родных языков, литературы и культуры. В 2020 г. был проведен цикл вебинаров по родным языкам для более чем 300 человек из разных северных регионов. В конце 2021 г. в онлайн-режиме состоялся научно-практический семинар для учителей родных языков «Уральские языки: лингвокультурологический аспект изучения», в котором приняли участие более 60 учителей Ямало-Ненецкого 61 автономного округа. Преподаватели выезжают для проведения курсов повышения квалификации на Ямал, в Красноярский край, в Хабаровский край, Амурскую область. Сотрудничество ведется с региональными вузами и институтами развития образования, научными центрами, общественными организациями коренных малочисленных народов Севера, с представительствами северных регионов в Санкт-Петербурге. Институт народов Севера включен в межрегиональные проекты, такие, как проект «Дети Арктики», «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики». Университетом заключены соглашения о сотрудничестве в области научно-образовательной деятельности с такими учреждениями, как СВФУ им. М. К. Аммосова, Тобольский пединститут им. Д. И. Менделеева (филиал ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»), ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет». Для решения своих задач институт народов Севера опирается на партнерство с общественными организациями и органами государственной власти. Институтом налажено плодотворное сотрудничество с рядом федеральных и региональных министерств и ведомств, в первую очередь, это Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Федеральное агентство по делам национальностей, Миндальвостокразвития, Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики, Комитет по науке и высшей школе. Взаимодействие с различными ведомствами осуществляется в рамках выполнения пункта 7 а т 7 б поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям от 29.11.2019 № Пр - 71 и во исполнение пункта 2.10 Плана мероприятий («дорожная карта») Министерства Просвещения Российской Федерации по реализации мер поддержки образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 30.10.2020. Преподаватели ИНС привлекаются в рабочие группы Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, Комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России, являются экспертами Российской Академии образования по оценке качества примерных образовательных программ по языкам и литературе народов Российской Федерации. Включены в Межведомственную комиссию по языкам коренных малочисленных народов Российской Федерации. Во взаимодействии с Благотворительным Фондом поддержки коренных малочисленных народов Севера на базе РГПУ им. А. И. Герцена проводятся масштабные мероприятия, посвященные проблемам науки и образования на Севере и в Арктике. В рамках Международного десятилетия языков коренных народов запланированы Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса» на тему: «Гуманитарные ресурсы Арктики: наука, куль-62 тура, образование коренных малочисленных народов Арктики», Круглый стол «Культурное и языковое наследие народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в формировании образа Российской цивилизации», Конгресс коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Благодаря поручениям президента по повышению качества образования коренных народов, председательству России в Арктическом совете, Международному десятилетию языков коренных народов, институт народов Севера находится в эпицентре событий, связанных с развитием образования коренных малочисленных этносов. Институт продолжает выполнять свою основную задачу - изучение и преподавание родных языков и культур, при этом, в соответствии с государственной национальной политикой, держит курс на усиление подготовки по русскому языку, истории и культуре. Таким образом, компетенции выпускников института народов Севера позволяют им осуществлять деятельность по формированию и укреплению этнокультурной и гражданской иеднтичности жителей Севера, Сибири и Дальнего Востока.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/386}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/408}, }