Рассмотрены основные этапы развития физического образования в России в XVIII-XIX веках. Обсуждаются важные составляющие процесса его становления: создание сети средних и высших учебных заведений, преподавание и издание учебников на русском языке, организация учебных лабораторий, разработка программ и методик обучения, создание отечественных учебников. Показано, что к началу XX века в стране была создана полноценная система физического образования для обеспечения развития отечественной науки и промышленности.
1. Вавилов С. И. Труды физического института. Т. III. Вып. 1. М.; Л.: 1945. С. 5-24.
2. Вавилов С. И. // Природа. 1932. № 11-12. С. 990-1012.
3. Горяев М. А. История физики от Архимеда до Эйнштейна. СПб.: Изд. ЛОИРО, 2002. 120 с.
4. Григорьев В. В. Санкт-Петербургский университет за 50 лет. 1870. 71 с.
5. Ефименко В. Ф. // Ученые записки Дальневосточного государственного университета. 1957. Вып. 1. С. 159-168.
6. Журнал Министерства народного просвещения. 1863. ч. СXX. Т. II.
7. Индриксон Ф. Н. // Физическое обозрение. 1902. Т. 3. № 3. С. 133-148.
8. Кононков А. Ф. Вопросы истории физики и ее преподавания. Тамбов, 1961. С. 143-154.
9. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1950. 759 с.
10. Любимов Н. А. Начальные основания физики в объеме гимназического курса. Ч. 1. М.: Тип. Каткова и К°, 1861. 344 с.
11. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 752 с.
12. Речь в собрании членов Императорского Московского университета 1814 г., февраля 18 дня, в память умершего профессора Страхова, читанная профессором физики и кавалером Иваном Двугубским. М., 1814. С. 8-9.
13. Сборник распоряжений и постановлений по гимназиям и прогимназиям. 1874. 240 с.
14. Столетов А. Г. Собр. соч.. Т. II. М.; Л.: Гостехиздат, 1941. 434 с.
15. Умов Н. А. Собр. соч.: В 3 т. М.: 1916. Т. 3. С. 577-595.
16. Шпольский Э. В. Сорок лет советской физики. М.: Физматгиз, 1958. 88 с.