Статья
Роман Ф. М. Достоевского "Идиот": смысл и ритм
Интерпретации романа Ф. М. Достоевского «Идиот» осмысляются как целостный текст, создаваемый общей авторской интенцией. Чтобы выйти из круга идеологем, генерируемых сложившемся текстом, анализ обращен к проблеме ритма в романе. Через ритмические особенности 1 главы I части романа «Идиот» объясняется эстетическая природа образа князя Мышкина.
1. Альми И. Л. О сюжетно-композиционном строе романа «Идиот»//Роман Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М., 2001. С. 435-445.
2. Бахтин М. М. Проблема текста//Собрание сочинений: В 7 т. М., 1996. Т. 5. С. 306-326.
3. Берковский Н. Я. Достоевский на сцене. I. «Идиот», поставленный Г. А. Товстоноговым. II. «Идиот» у вахтанговцев//Литература и театр. Статьи разных лет. М., 1969. С. 558-588.
4. Гиршман М. М. Художественная целостность -стиль -ритм//Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002. С. 73-444.
5. Горичева Т. М. Достоевский -русская феноменология духа//Достоевский и мировая культура. М., 1995. № 5. С. 12-14.
6. Джоунс М. К пониманию образа князя Мышкина//Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Вып. 2. С. 106-112.
7. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: На материале русской прозы XIX-XX вв. 3-е изд., испр. М., 2006.
8. Ермилова Г. Г. Тайна князя Мышкина. Иваново, 1993.
9. Киносита Т. «Возвышенная печаль судьбы» «Рыцаря бедного» -князя Мышкина//Роман Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М., 2001. С. 390-404.
10. Касаткина Т. А «И утаил от детей...». Причины непроницательности князя Льва Мышкина//Характерология Достоевского. М., 1996. С. 202-209.
11. Касаткина Т. А. После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот»//Новый мир. М., 2006. № 2. С. 154-168.
12. Кириллова И. А. Литературное воплощение образа Христа//Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 60-74.
13. Кригер М. «Идиот» Достоевского: проклятие святости/Пер. с англ. Татьяны Касаткиной//Достоевский и мировая культура. М., 1994. № 3. С. 169-185.
14. Лотман Ю. М. Структура художественного текста//Об искусстве. СПб., 1998. С. 14-285.
15. Меерсон О. Христос или «Князь-Христос»? Свидетельство генерала Иволгина//Роман Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М., 2001. С. 42-59.
16. Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский. М., 2000.
17. Местергази Е. Г. Вера и князь Мышкин. Опыт «наивного» чтения романа «Идиот»//Роман Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М., 2001. С. 291-318.
18. Морсон Г. С. «Идиот», поступательная (процессуальная) литература и темпика/Пер. с англ. Татьяны Касаткиной//Роман Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М., 2001. С. 7-27.
19. Померанц Г. С. Князь Мышкин//Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990. С. 255-301.
20. Ревель Г. М. Кто «виноват во всем этом»? Мир героев, структура и жанр романа «Идиот»//Вопросы литературы. 2007. № 1. С. 190-227.
21. Свительский В. А. Идиот//Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник/Сост. и науч. ред. Г. К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. СПб., 2008. С. 93-110.
22. Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот»//Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 23-133.
23. Степанян К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. М., 2005.
24. Тоичкина А. В. Пути решения проблемы идеала в художественном творчестве Ф. М. Достоевского 60-х годов XIX века (от «Записок из подполья» к роману «Идиот»): Автореф. дис.... канд. филол. наук. СПб., 2000.
25. Томашевский Б. В. Ритм прозы//О стихе: Статьи. Л., 1929. С. 254-318.
26. Фарино Е. Речевые уровни произведения//Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб., 2004. С. 433-480.
27. Фудель С. И. Поиски праведников//Наследство Достоевского. М., 1998. С. 101-119.
28. Al'mi I. L. O sjuzhetno-kompozicionnom stroe romana «Idiot»//Roman Dostoevskogo «Idiot»: Sovremennoe sostojanie izuchenija. M., 2001. S. 435-445.
29. Bahtin M. M. Problema teksta//Sobranie sochinenij: V 7 t. M., 1996. T. 5. S. 306-326.
30. Berkovskij N. Ja. Dostoevskij na scene. I. «Idiot», postavlennyj G. A. Tovstonogovym. II. «Idiot» u vahtangovcev//Literatura i teatr. Stat'i raznyh let. M., 1969. S. 558-588.
31. Girshman M. M. Hudozhestvennaja celostnost' -stil' -ritm//Literaturnoe proizvedenie: Teorija hudozhestvennoj celostnosti. M., 2002. S. 73-444.
32. Goricheva T. M. Dostoevskij -russkaja fenomenologija duha//Dostoevskij i mirovaja kul'tura. M., 1995. № 5. S. 12-14.
33. Dzhouns M. K ponimaniju obraza knjazja Myshkina//Dostoevskij. Materialy i issledovanija. L., 1976. Vyp. 2. S. 106-112.
34. Dymarskij M. Ja. Problemy tekstoobrazovanija i hudozhestvennyj tekst: Na materiale russkoj prozy XIX-XX vv. 3-e izd., ispr. M., 2006.
35. Ermilova G. G. Tajna knjazja Myshkina. Ivanovo, 1993.
36. Kinosita T. «Vozvyshennaja pechal' sud'by» «Rycarja bednogo» -knjazja Myshkina//Roman Dostoevskogo «Idiot»: Sovremennoe sostojanie izuchenija. M., 2001. S. 390-404.
37. Kasatkina T. A «I utail ot detej...». Prichiny nepronicatel'nosti knjazja L'va Myshkina//Harakterologija Dostoevskogo. M., 1996. S. 202-209.
38. Kasatkina T. A. Posle znakomstva s podlinnikom. Kartina Gansa Gol'bejna Mladshego «Hristos v mogile» v strukture romana F. M. Dostoevskogo «Idiot»//Novyj mir. M., 2006. № 2. S. 154-168.
39. Kirillova I. A. Literaturnoe voploschenie obraza Hrista//Voprosy literatury. 1991. № 8. S. 60-74.
40. Kriger M. «Idiot» Dostoevskogo: prokljatie svjatosti/Per. s angl. Tat'jany Kasatkinoj//Dostoevskij i mirovaja kul'tura. M., 1994. № 3. S. 169-185.
41. Lotman Ju. M. Struktura hudozhestvennogo teksta//Ob iskusstve. SPb, 1998. S. 14-285.
42. Meerson O. Hristos ili «Knjaz'-Hristos»? Svidetel'stvo generala Ivolgina//Roman Dostoevskogo «Idiot»: Sovremennoe sostojanie izuchenija. M., 2001. S. 42-59.
43. Merezhkovskij D. S. Tolstoj i Dostoevskij. M., 2000.
44. Mestergazi E. G. Vera i knjaz' Myshkin. Opyt «naivnogo» chtenija romana «Idiot»//Roman Dostoevskogo «Idiot»: Sovremennoe sostojanie izuchenija. M., 2001. S. 291-318.
45. Morson G. S. «Idiot», postupatel'naja (processual'naja) literatura i tempika/Per. s angl. Tat'jany Kasatkinoj//Roman Dostoevskogo «Idiot»: Sovremennoe sostojanie izuchenija. M., 2001. S. 7-27.
46. Pomeranc G. S. Knjaz' Myshkin//Otkrytost' bezdne. Vstrechi s Dostoevskim. M., 1990. S. 255-301.
47. Rebel' G. M. Kto «vinovat vo vsem jetom»? Mir geroev, struktura i zhanr romana «Idiot»//Voprosy literatury. 2007. № 1. S. 190-227.
48. Svitel'skij V. A. Idiot//Dostoevskij: Sochinenija, pis'ma, dokumenty: Slovar'-spravochnik/Sost. i nauch. red. G. K. Wennikov, B. N. Tihomirov. SPb., 2008. S. 93-110.
49. Skaftymov A. P. Tematicheskaja kompozicija romana «Idiot»//Nravstvennye iskanija russkih pisatelej. M., 1972. S. 23-133.
50. Stepanjan K. A. «Soznat' i skazat'«: «Realizm v vysshem smysle» kak tvorcheskij metod F. M. Dostoevskogo. M., 2005.
51. Toichkina A. V. Puti reshenija problemy ideala v hudozhestvennom tvorchestve F. M. Dostoevskogo 60-h godov XIX veka (ot «Zapisok iz podpol'ja» k romanu «Idiot»): Avtoref. dis.... kand. filol. nauk. SPb., 2000.
52. Tomashevskij B. V. Ritm prozy//O stihe: Stat'i. L., 1929. S. 254-318.
53. Farino E. Rechevye urovni proizvedenija//Vvedenie v literaturovedenie: Uchebnoe posobie. SPb., 2004. S. 433-480.
54. Fudel' S. I. Poiski pravednikov//Nasledstvo Dostoevskogo. M., 1998. S. 101-119.