Рассмотрение фортепианного дуэта как коммуникативного феномена связано с особенностями коммуникации в сфере искусства и со спецификой ансамблевого творче ства в музыке. Художественная коммуникация — сложная нелинейная, многоуровневая «открытая» система. Общение — один из аспектов коммуникации, который предпола гает взаимную активность субъектов, характер свободного взаимодействия уникальных партнеров. Одна из форм духовного общения — диалог, главная цель которого ― взаи мообщение, взаимодействие. Это позволяет рассмотреть фортепианный дуэт как диа логическую форму общения в системе художественной коммуникации или как художест венный диалог. Диалог в фортепианном дуэте существует на уровне нотного текста, образного содержания, авторской концепции и на уровне исполнительских интерпретаций. Индивидуальные творческие интенции удваиваются, что ведет к возникновению у воспринимающих новых «ассоциативных потоков» и, в конечном счете, — к обогащению эмоционального и смыслового «полей» коммуникативного процесса.
Субботина Е. Фортепианный дуэт как коммуникативный феномен. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012;(152):147-154.
1. Асафьев Б. В. Избр. труды. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 5. 388 с.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.
3. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве / Пер. с нем., вступит. статья А. С. Дмитриева. Коммент. Ал. В. Михайлова. М.: Искусство, 1977. 263 с.
4. Горбовец Л.О. Жанр фортепианного дуэта в творчестве композиторов Урала // Музыка, музыкальная культура, музыканты Урала. Вып. 1. Екатеринбург: НМЦ повышения квалификации УГК, 1996. С. 138-151.
5. Каган М.С. Проблема диалога в современной философской мысли // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб.: Эйдос, 1998. Вып. 6. С. 47-49.
6. Кемеров В. Е. Общение // Современный философский словарь. 2-е изд., испр. и доп. Лондон; М.; Минск: ПАНПРИНТ, 1998. С. 593-595.
7. Лосев А. Ф. Ранние произведения. М.: Правда, 1990. С. 214-215.
8. Лукьянова Н. В. Служение музыке // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 110-113.
9. Лукьянова Н. В. Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века: Дис. … канд. искусствовед. СПб., 2006. 324 с.
10. Лукьянова Н. В. Фортепианный ансамбль в творчестве Вадима Бибергана // Проблемы ансамблевого исполнительства. Екатеринбург: УГК, 2007. С.160-173.
11. Савенко С. И. Звук и отзвук: приметы воскрешения ауры // Художественная аура: истоки, восприятие, мифология / Отв. ред. О. А. Кривцун. М.: Индрик, 2011. С. 546-556.
12. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. 288 с.
13. Франк С. Л. Непостижимое // Сочинения. М.: Правда, 1990. С.347-373.