Глава книги

ОБЩЕНИЕ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ И ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ

А. Н. Алексеева, Г. Н. Волкова
2023

В наше тревожное время психолого-педагогическое сопровождение семьи является одним из приоритетных направлений психологической помощи в образовании и здравоохранении. Диагностика содержания общения группы детей (25 человек) старшего дошкольного возраста с родителями (близкими взрослыми), включавшая опрос детей и опрос родителей по двум методикам (Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой), позволила сделать сравнительный анализ данных видения ситуации глазами детей и глазами родителей (как двустороннего процесса взаимной направленности коммуникативного взаимодействия). Опросники построены на основе выделения и изучения основных видов содержания общения ребенка со взрослым при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Для анализа содержания общения ребенка и родителей были выделены 10 шкал с указанием человека, который общается на заданные темы, или с ответом - «никто», если с ребенком об этом не разговаривают. Полученные данные позволяют отметить, что мнение родителей и детей, оценка ими реального общения по пяти шкалам (из десяти) достаточно близки. Это касается таких шкал, как: «удовлетворение витальных потребностей ребенка» - здоровья, гигиены, питания, безопасности; «ситуативно-бытовых действий» - помощи по дому, домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам, самообслуживания. Кроме того «процесс познания» - способы самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений и др.; «формальная детсадовская действительность» - отражающая выполнение ребенком требований воспитателя, его отношения со сверстниками, участие в ходе организованных взрослыми занятий, выполнение их поручений, успехи, неудачи в детском саду; «нормы социального взаимодействия» - обсуждение соответствия поведения правилам, этическим нормам с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения. По остальным шкалам мнения детей и родителей не совпадают. Это касается: «формальных совместных занятий», в которые входят совместные игры, рисование, чтение, счет и т. п.; «мира мыслей ребенка» - особенности представлений ребенка о тех или иных вещах, его мнений, взглядов по тем или иным вопросам, того, что и как он придумывает, сочиняет, способов решения тех или иных заданий, которые ребенок сам нашел. Кроме того, «содержания познания» - законы природы, растений, животных, анатомо-физиологические сведения о человеке, информация об известных ученых, писателях, путешественниках и др. Еще большее несовпадение получено по шкалам: «мир чувств ребенка» - обсуждение переживаний, настроений ребенка и их причин, его отношения к людям (симпатии, антипатии) и др.; «Я-концепции ребенка», включающей в себя обсуждение представления ребенка о себе, изменений, произошедших в нем за какой-то промежуток времени - каким он был и каким стал - и отношение ребенка к себе). Если учесть, что в исследовании участвовали родители, в большей части, заинтересованные в судьбе своих детей (по данным опросника, дающего возможность оценить детско-родительский контакт с точки зрения его оптимальности, выявлено преобладание оптимального эмоционального контакта с детьми - средний балл = 7,8 из 10 возможных, гиперопеки - средний балл 6,1, гипоопеки - 5,4), можно сделать вывод, что в сфере быта и сфере социального мира общение детей и родителей (в данной конкретной группе) может быть признано удовлетворительным, общение в сфере познания оставляет желать лучшего, но общение в сфере внутреннего мира ребенка нуждается в серьезном анализе. Самые большие различия между оценками, данными детьми и их родителями, выявленные по шкале «Я-концепции» говорят о том, что детям недостаточно того внимания, которое близкие взрослые уделяют им в этой сфере, однако взрослые этого явно не замечают. Дети в два раза ниже, чем родители, оценивают взаимодействие и общение родителей с ними на эти темы. Это говорит о том, что потребность детей в разговорах о самом сокровенном для них реализуется довольно слабо, что не может не сказаться на самооценке ребенка и чувстве собственной ценности. Дети, взаимодействуя в группе, получают обратную связь от ровесников, которая помогает им корректировать самооценку. Но самооценка включает в себя эмоциональное отношение ребенка к информации о себе. И ему бывает очень больно слышать, что-то обидное для себя, особенно сказанное зло и прилюдно. Далеко не всегда у воспитателя есть время разобраться в конкретной ситуации, поддержать и объяснить ребенку, где есть доля правды, а где - просто выход вербальной агрессии ровесника. Ребенок с низким чувством собственной ценности в ответ на агрессивный выпад или выдает собственную защитную агрессию или впитывает в себя негативную оценку. Обучение человека адекватному реагированию на чужое мнение - процесс, длящийся у многих всю жизнь, но начало он берет в детские годы. Предпосылки для этого закладываются семьей, родителями, бабушками, дедушками, другими близкими. Ребенок должен чувствовать, что его любят любым (и правым и неправым) и только тогда он будет в состоянии услышать, понять и признать, что был в чем-то неправ. Кроме того, в семье ребенок испытывает огромный спектр самых разнообразных чувств по отношению к близким и к себе. И для того чтобы успешно учиться разбираться, понимать, осознать и вербализовать свои и чужие чувства ребенку просто необходимо, чтобы рядом с ним в этом сложном исследовании был близкий и любящий человек. Если же ребенку не с кем разделить свои чувства и мысли, то со временем он усвоит, что его чувства, мысли и он сам просто никому не интересны. У нас не было возможности дать сравнительный анализ материалов, которые мы получили в период пандемии, с аналогичными, полученными ранее. Скорее всего, на результатах негативно сказалась тревожность состояния людей, вызванная потрясением общества в связи с неожиданной эпидемией и неопределенностью ее социально-экономических последствий. В обсуждении результатов участвовали мамы, папы (20%) и бабушки (16%). Большинством родителей информация была принята эмоционально и с большой заинтересованностью. Обсуждение показало также, что родители в тревоге за будущее (свое и своих детей) часто упускают настоящее. На основании данной конкретной работы можно сказать, что: - дети испытывают неудовлетворенную потребность в общении с родителями прежде всего по проблемам, затрагивающим внутренний мир ребенка, который в этот период переживает процесс интенсивного развития; - родители (близкие взрослые) нуждаются в психологической поддержке, консультировании и просвещении по психолого-педагогическим вопросам воспитания детей.

Цитирование

Список литературы