Статья посвящена осмыслению стратегических задач государства по модернизации управления сферой образования за счет ее децентрализации, разграничения полномочий и ответственности между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами. Обосновывается тезис о том, что главным критерием оптимального уровня централизации и децентрализации управления является общественное участие в образовании, реализованное на основе принципа социального партнерства. Выделяются предпосылки и субъекты социального партнерства в образовании. Рассматривается проблема мотивации социальных партнеров, средств и методов выражения социальных инициатив в этой сфере.
1. Анализ полезного отечественного и зарубежного опыта в области участия гражданских институтов в экспертизе образовательной политики на разных уровнях (на примере Великобритании) // http://www.school-citizen.ru/scitizen/info/12912.html.
2. Билибин Д. П., Ефремов А. П., Чистохвалов В. И. О планируемом в Российском университете дружбы народов эксперименте по переходу к «нелинейной» организации учебного процесса и использованию системы кредитов // Кредиты. Система зачетных единиц. М.: Изд-во РУДН, 2002.
3. Борисов А. Ф. Управление в социальной сфере: ключевые особенности // Социальное управление и планирование: Сборник статей. СПб.: ООО «Книжный дом», 2004.
4. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия: Логические основания конституционной экономики // Сочинения. М.: Таурус-Альфа, 1997.
5. Горб В. Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения // Высшая школа. 2004. ¹ 2 (35).
6. Доклад Центрального комитета профсоюза к Международной профсоюзной конференции «Участие профсоюза в осуществлении образовательной политики в контексте современных мировых тенденций» // http://profkom.rsu.ru/analit/analit8.doc.
7. Итоги прояснили перспективу: http://www.monrb.ru/sc/topmen.php?id=21.
8. Олейникова О. Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании Финляндии // http://www.spek.keytown.com:95/noframe/revu.
9. Олейникова О. Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования // Национальная обсерватория профессионального образования Российской Федерации. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.
10. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: Изд-во ФЭИ, 1995.
11. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология: Учебник. М.: РОССПЭН, 2002.
12. Сморгунова В.Ю. Патриотическое правосознание как предмет компаративного анализа // Философия права. 2008. ¹ 1 (2 5). С. 18-23.
13. Социальное партнерство как фактор опережающего развития региональной системы образования // http://edu.of.ru/attach/17/5587.doc
14. Шафранов-Куцев Г. Ф. Новая модель классического университета в условиях регионализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2000. ¹ 2 (13).
15. Шафранов-Куцев Г. Ф. Регионализация высшей школы: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ. 1997. ¹ 3 (3).