RT - научная статья SR - Electronic T1 - Феномен психолого-познавательных барьеров и его значение в современном школьном обучении JF - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена SP - 2023-07-10 A1 - Лаптев, Владимир Валентинович A1 - Ларченкова, Людмила Анатольевна YR - 2016 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/2152 AB - Проблема возникновения и преодоления «барьеров» - индивидуальных затруднений человека рассматривается в применении к школьному обучению и в контексте запроса современного общества на формирование у обучаемых способностей к переносу знаний, умений и навыков, полученных при изучении конкретных предметов, на широкий спектр ситуаций, выходящих за рамки учебных. Описание феномена психолого-познавательных барьеров представлено с точки зрения психологии, педагогики и методики обучения физике на основе принципа дополнительности. В анализе феномена барьеров выделены общие и наиболее значимые для познавательной деятельности их функции в обучении (ограничительная и мотивационная) и особенности механизма проявления (логические и интуитивные элементы мышления). Выявление специфических особенностей понимания феномена позволяет искать инструментарий диагностики и преодоления барьеров в предметном обучении школьников.