Статья

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П. А. Расторгуева
2025

Введение. Проектная деятельность предъявляет к специалистам ряд универсальных и специальных требований, от которых зависит качество выполнения проектов. В связи с этим в статье рассматривается возрастная динамика развития полипрофессиональной компетентности в проектной деятельности применительно к студентам периода ранней взрослости, а также к специалистам периода средней взрослости. Представлено понятие «полипрофессиональная компетентность», а также описаны ее компоненты. Цель статьи - определить наличие возрастной динамики развития профессиональной компетентности специалистов в проектной деятельности. Материалы и методы. В качестве основного психодиагностического метода исследования был применен разработанный В. Н. Софьиной личностный опросник «Модель компетенций», адаптированный в целях исследования компонентов полипрофессиональной компетентности. Выборка исследования составила 68 студентов периода ранней взрослости (от 21 до 25 лет), а также 96 специалистов периода средней взрослости, разделенных в целях выявления более наглядной возрастной динамики на две подгруппы: специалисты первого периода ранней взрослости (от 25 до 33 лет) и специалисты второго периода ранней взрослости (от 34 до 40 лет). Результаты исследования. По результатам сравнительного анализа уровня развития универсальных и специальных полипрофессиональных компетенций студентов и специалистов выявлена возрастная динамика развития полипрофессиональной компетентности и ее компонентов, которая, несомненно, является важной как для учебной, так и для профессиональной деятельности. У специалистов II периода средней взрослости достоверно выше уровень развития таких специальных полипрофессиональных компетенций, как стратегическое мышление, управление и координация, организаторские способности, работа в команде, формирование команды, инициативность и творческий подход, владение профессиональными знаниями и инновационность. Помимо этого, наблюдается рост универсальных полипрофессиональных компетенций, таких как эффективные устные коммуникации, обучаемость, ориентация на результат, адаптивность, саморазвитие, межличностное общение, владение информационными технологиями, аналитические способности. Заключение. Полученные результаты могут быть применены при формировании программ основного высшего образования, а также программ дополнительного профессионального образования.

Расторгуева, П.А. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / П.А. Расторгуева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 217. – С. 238-249
Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник