@article{Коломейцева2025-09-09, author = {Е. Б. Коломейцева}, title = {ГОТИКА И РОМАНЫ УЖАСА: ПРОБЛЕМЫ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ}, year = {2025}, doi = {10.33910/1992-6464-2025-216-243-253}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Введение . Лингвисты и литературоведы достаточно подробно исследовали готический роман во всех его проявлениях, однако определение его сходства с романами ужаса и отличия от них остается актуальным и вызывает некоторые дискуссионные вопросы, в частности: нужно ли объединять или разграничивать эти два жанра и по каким критериям лингвистического плана это делать. Таким образом, целью статьи стало уточнение генетических отношений готической литературы и литературы ужаса в плане их жанрово-стилистических особенностей. Выдвигается гипотеза, что эти два жанра состоят в родственных отношениях. Материалы и методы . Автор использует метод композиционного анализа, метод лингвистического стилистического анализа, метод сопоставления. На основе исследований Р. Олтмана и А. Ю. Ионова автор статьи выделяет ряд признаков жанрового характера, по которым анализирует готическую и хоррор-литературу (типичные образцы жанров), затем обращается более подробно к языковым стилистическим особенностям романов. Результаты исследования. Как показывает исследование, ряд надтекстовых, текстовых и гипотекстовых признаков, среди которых как лингвистические, так и литературоведческие, роднит хоррор и готическую литературу. В исследовании показана тесная взаимосвязь стилистических приемов и композиционных особенностей обоих жанров в мотивах, системе героев, используемых стилистических и синтаксических средствах. Присутствуют и некоторые различия в фокусировке на тех или иных аспектах, в запрограммированных ожиданиях читателя, в более широком охвате тем, стилистических и тропеических средств. В связи с этим автор приходит к выводу о том, что готическая литература является субжанром литературы ужаса. Готический роман прошел путь эволюции в сторону расширения палитры используемых приемов, большей кинематографичности и интердискурсивности. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в практическом курсе по стилистике английского языка и литературоведению при рассмотрении готической и хоррор-литературы. Перспективы исследования лежат как в более подробном сравнении жанров на основе большего количества признаков, так и во включении в описание триллеров и мистической литературы, рассмотрении идиостилей отдельных писателей.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/18902}, journal = {Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена}, }