RT - статья в журнале SR - Electronic T1 - КАТЕГОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК КОММУНИКАТИВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА JF - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена SP - 2025-09-09 DO - 10.33910/1992-6464-2025-216-208-220 A1 - Сергеева, Е В YR - 2025 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/18899 AB - Введение. Описывается специфика художественного текста и базовых принципов его исследования, основанных на выделении специфичных для подобного текста категорий. Автор стремится на основе представления этих категорий обосновать возможность не менее точного анализа художественного текста, чем текста прагматического. Материалы и методы. Рассматриваются параметры, позволяющие максимально точно и терминологично анализировать названный тип текста как коммуникативно-эстетический феномен. Предлагается выделить категории, специфичные для художественного текста, такие как лингвоцентричность; виртуальная информативность; неузуальная образность; ирреальная модальность; эгоцентричность; интерпретируемость; субъектно ориентированная нарративность. Результаты исследования. Лингвоцентричность художественного текста связана прежде всего с тем, что художественная картина мира автора и организация виртуальной реальности текста прочитываются именно исходя из значения и сочетаемости лексем в тексте. Индивидуальная, неузуальная образность в художественном тексте соотносится с его ориентированностью на эстетическую, и прежде всего образную, интерпретацию реальности, подразумевающую создание оригинальных тропов и развернутых окказинальных образных конструкций. Категория виртуальной информативности - способ представления в тексте фактуальной информации как относящейся к вымышленному миру, виртуальной реальности, более или менее аналогичной реальной. При этом прагматичность художественного текста вторична, поскольку заключается прежде всего в установке на изменение духовной сферы адресата вследствие правильного восприятия идейно-эстетических качеств текста, а «познавательная», фабульная информация, часто второстепенна. Следовательно, можно говорить о категории вторичной прагматичности художественного текста. Для художественного текста характерны также эгоцентричность и интерпретируемость. Под эгоцентричностью понимается категория, которая воплощается в выражающемся в контексте определенным образом или намеренно сконструированном с помощью языковых средств образе автора как центре виртуальной реальности текста, а интерпретация текста производится адресатом на основе имеющейся у него пресуппозиции, касающейся как художественной картины мира и личности автора, так и внетекстовой реальности. Заключение. Лингвоцентричность и неузуальная образность выделяются в качестве наиболее значимых для художественного текста категорий.