Статья
ОТНОШЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ К ПРОСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СПОРТЕ
Введение. В настоящее время приобретает значимость проблема личностного становления спортсмена, его направленности на моральные нормы и просоциальное поведение в спорте. Цель статьи - изучить тенденции просоциального поведения спортсменов на основе анализа их представлений, мотивов, отношений и спортивного опыта. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 528 действующих квалифицированных спортсменов и спортсменов-любителей (члены всероссийских, региональных, студенческих спортивных сборных команд) в возрасте от 18 до 35 лет. Применялась специально разработанная анкета «Образ современного спортсмена», включающая 25 вопросов, направленных на оценку респондентами своих знаний норм спортивной этики, спортивных мотивов и опыта просоциального (помогающего) поведения во время соревнований. Результаты исследования. Отношение спортсменов к просоциальному поведению в спорте в целом позитивное. Для 80% спортсменов, наряду с желанием победить в соревнованиях, важно играть честно, проявлять уважение и благородство к соперникам. Честная игра в большей степени ассоциируется с соблюдением правил, в меньшей степени - с помогающим поведением в спорте. Среди форм оказания помощи и получения помощи от соперников респонденты чаще всего называли помощь спортивной экипировкой или инвентарем, помощь водой, сопровождение травмированных, моральную поддержку. Вместе с тем половина респондентов согласны с утверждением, что в спорте нужно придерживаться правила «победа любой ценой» или «победителей не судят». Факторный анализ позволил выделить три фактора отношения к просоциальному поведению: физическая помощь сопернику, моральная поддержка соперника, неспортивное поведение в отношении соперника. Ведущим мотивом просоциального поведения является следование высшим моральным нормам и ценностям. Спортсмены понимают важность справедливости, уважения и сотрудничества в спортивной среде, но не всегда готовы жертвовать победой и личными достижениями, ориентируясь в большей степени на достижение успеха в спорте. Заключение. Принятие этических норм честной игры, воспитание сознательности и принципов просоциальности позволит сформировать представление о спорте как об институте позитивной социализации и гуманизации общества.