%0 статья в журнале %A Сульниченко, В Н %T КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЮЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕКСТАХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РЕЧИ В 7-м КЛАССЕ %D 2025 %R 10.33910/1992-6464-2025-216-87-95 %J Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена %X Введение. В статье рассматривается недостаточно исследованная научно-методическая проблема изучения функционально-стилистического использования союзов в школе. Цель работы состоит в том, чтобы показать функционально-стилистические свойства союзов, специфику их использования в текстах с описанием, повествованием и рассуждением, раскрыв их коммуникативный потенциал. Материалы и методы. Объектом исследования в работе выбран лексико-грамматический класс союзов, функционирующий в текстах различных типов речи - описании, повествовании и рассуждении. В программу исследования входит выработка умения анализировать тексты разных стилей речи, находить в них различные по типу союзы и в соответствии с грамматическими нормами русского языка правильно их употреблять в устной и письменной речи. В статье на примере различных типов текстов показана текстообразующая роль союзов, их функционально-стилистическая роль. Результаты исследования. Применение предложенной методики оптимизирует процесс изучения союзов, показывает коммуникативный потенциал союзов в текстах и совершенствует устную и письменную речь семиклассников. Научно-методическое исследование дает современному учителю русского языка систему работы над различными текстами в аспекте функционально-стилистического использования в них союзов. В процессе изучения союзов семиклассники научились 1) опознавать союзы по совокупности их признаков в текстах и отличать от других частей речи; 2) определять функции союзов в текстах; 3) правильно употреблять союзы в предложениях, текстах; 4) использовать союзы в качестве средства межфразовой связи; 5) вставлять в текст необходимые союзы; 6) редактировать тексты с неправильно употребленными в них союзами. Заключение. Разработанная методика функционально-стилистического подхода к изучению союзов формирует коммуникативно-речевые умения школьников, учит правильно и коммуникативно точно и целесообразно использовать союзы в связной устной и письменной речи. Эффективность представленной методики изучения союзов в школе заключается в том, что она может быть использована при рассмотрении других лексико-грамматических разрядов слов, способствует созданию прочной лингвометодической базы для изучения сложных предложений в 9-м классе. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/18889