TY - JOUR T1 - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ПСИХОДРАМА КАК ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО JF - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена DO - 10.33910/1992-6464-2025-216-66-74 AU - Шмалько-Затинацкая, С А AU - Белоус, Б С Y1 - 2025-09-09 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/18887 N2 - Введение. В статье рассматривается роль эмоционального интеллекта в обучении иностранных студентов русскому языку. Цель исследования - обобщить опыт работы с иностранными студентами на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному (РКИ), акцентируя внимание на использовании методов и подходов, направленных на развитие эмоционального интеллекта как инструмента формирования навыков межкультурного общения. Эмоциональный интеллект представлен как основа для освоения языковых навыков и межкультурного общения. Исследование фокусируется на разработке методик формирования эмоциональной компетентности, а также на интеграции соответствующих практик для усиления мотивации и коммуникативных результатов в обучении. Материалы и методы. Объектом исследования выступают методические приемы, такие как ролевые игры, психодрама и театрализация, адаптированные для формирования эмоционального интеллекта. Программа исследования включает разработку практических заданий, направленных на повышение мотивации через творческие практики. Анализируется влияние этих методов на развитие ключевых компонентов эмоционального интеллекта: управление эмоциями, эмпатия и саморегуляция. Методологическая база исследования основана на современных теориях эмоционального интеллекта, таких как модель Мэйера - Сэловея - Карузо. Результаты исследования. Продемонстрирована эффективность интерактивных методов (ролевые игры, психодрама, театрализация) в развитии эмоционального интеллекта обучающихся и его успешной интеграции в процесс освоения языка. Практические задания с элементами театрализации и ролевых игр повышают мотивацию обучающихся, развивают их способность к эмпатии и улучшают коммуникативные навыки. Данные методики способствуют эффективной адаптации обучающихся к межкультурной коммуникации и формируют устойчивые навыки эмоционального реагирования в различных ситуациях общения. Заключение. Выводы исследования подчеркивают значительные перспективы применения интерактивных методов (ролевые игры, психодрама, театрализация) в образовательной практике. Их использование способствует не только развитию языковых навыков, но и играет важную роль в формировании личностных качеств, необходимых для успешного межкультурного общения, стимулирует развитие эмоционального интеллекта учащихся, повышает их мотивацию к обучению.