TY - JOUR T1 - Оптимизация процесса проектирования учебных материалов для обучения иностранным языкам в условиях цифровой образовательной среды JF - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена DO - 10.33910/1992-6464-2025-216-42-53 AU - Трубицина, О И AU - Воловатова, Т Н Y1 - 2025-09-09 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/18885 N2 - Введение. В статье рассматривается проблема, как оптимизировать разработку учебных материалов для преподавания иностранных языков в цифровой образовательной среде. Цель статьи - выявить особенности и ключевые параметры моделей проектирования учебных материалов в оте чественной и зарубежной практике; разработать на их основе систематизированную модель, позволяющую оптимизировать проектировочные действия учителя иностранных языков в условиях применения цифровой образовательной среды. Материалы и методы. Исследование основано на анализе успешно практикуемых в образовательной деятельности моделей проектирования учебных материалов. В работе использованы методы теоретического анализа, синтеза, моделирования и применения систематизированной модели в практике обучения иностранным языкам. Проверка модели осуществлялась студентами РГПУ им. А. И. Герцена во время прохождения педагогической и стажерской практики в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга с использованием цифровых платформ. Результаты исследования. Авторами проанализированы модели проектирования учебных материалов, используемые в отечественной и зарубежной педагогической практике с учетом особенностей цифровой образовательной среды. Выделены сущностные компоненты моделей проектирования и представлена комплексная характеристика ключевых параметров системно-целевых, циклических, проектно-управленческих моделей, а также моделей трансформации и адаптации. Выявлены проектировочные действия учителя в условиях применения цифровой образовательной среды, включая анализ потребностей учащихся, постановку целей обучения, создание прототипов учебных материалов и их адаптацию к цифровой среде. Разработана систематизированная модель проектирования учебных материалов с учетом сформулированных особенностей групп моделей проектирования, проектировочных действий учителя и особенностей цифровой образовательной среды. Изложенные рекомендации позволяют интегрировать цифровые ресурсы и инструменты для установления эффективного взаимодействия между участниками образовательных отношений. Заключение. Разработанная авторами систематизированная модель проектирования учебных материалов строится в виде совокупности действий и является универсальной. Модель позволяет оптимизировать процесс проектирования учебных материалов, ориентированных на разные формы обучения и контингенты учащихся.