@article{Трубицина2025-09-09, author = {О. И. Трубицина, Т. Н. Воловатова}, title = {Оптимизация процесса проектирования учебных материалов для обучения иностранным языкам в условиях цифровой образовательной среды}, year = {2025}, doi = {10.33910/1992-6464-2025-216-42-53}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Введение. В статье рассматривается проблема, как оптимизировать разработку учебных материалов для преподавания иностранных языков в цифровой образовательной среде. Цель статьи - выявить особенности и ключевые параметры моделей проектирования учебных материалов в оте чественной и зарубежной практике; разработать на их основе систематизированную модель, позволяющую оптимизировать проектировочные действия учителя иностранных языков в условиях применения цифровой образовательной среды. Материалы и методы. Исследование основано на анализе успешно практикуемых в образовательной деятельности моделей проектирования учебных материалов. В работе использованы методы теоретического анализа, синтеза, моделирования и применения систематизированной модели в практике обучения иностранным языкам. Проверка модели осуществлялась студентами РГПУ им. А. И. Герцена во время прохождения педагогической и стажерской практики в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга с использованием цифровых платформ. Результаты исследования. Авторами проанализированы модели проектирования учебных материалов, используемые в отечественной и зарубежной педагогической практике с учетом особенностей цифровой образовательной среды. Выделены сущностные компоненты моделей проектирования и представлена комплексная характеристика ключевых параметров системно-целевых, циклических, проектно-управленческих моделей, а также моделей трансформации и адаптации. Выявлены проектировочные действия учителя в условиях применения цифровой образовательной среды, включая анализ потребностей учащихся, постановку целей обучения, создание прототипов учебных материалов и их адаптацию к цифровой среде. Разработана систематизированная модель проектирования учебных материалов с учетом сформулированных особенностей групп моделей проектирования, проектировочных действий учителя и особенностей цифровой образовательной среды. Изложенные рекомендации позволяют интегрировать цифровые ресурсы и инструменты для установления эффективного взаимодействия между участниками образовательных отношений. Заключение. Разработанная авторами систематизированная модель проектирования учебных материалов строится в виде совокупности действий и является универсальной. Модель позволяет оптимизировать процесс проектирования учебных материалов, ориентированных на разные формы обучения и контингенты учащихся.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/18885}, journal = {Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена}, }