RT - SR - Electronic T1 - Этика наставника SP - 2024-12-27 A1 - Шевцов, А А YR - 2024 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/17856 AB - В 2023 году президентом России была поставлена задача разработать «Концепцию наставничества». В рамках этой задачи автор исследует понятие «этика наставника». Рассуждение начинается с этики Аристотеля, который описывает ее не наукой, а искусством достижения счастья, а счастье однозначно связывает с достижением поставленных человеком целей. Поэтому, рассуждая об этике наставника, необходимо понять, в рамках какого этического подхода она может быть востребована государством. Этика наставника - это определенное количество рассуждений, проделанных наставником для себя и используемых и для учеников. Этика наставника отлична от этики учителя. И определяется это, опять же, в соответствии с Аристотелем, целями, ради которых создаются те или иные правила поведения в закрытом сообществе. Стоит государству открыться для сотрудничества с собственными гражданами, как в наставничестве определяются цели, ради которых требуются определенные качества, они же нравы. И они заработают, независимо от того, оформлены ли они в виде науки или живут в обычаях. Люди все равно будут пробиваться в социальные лифты, и будут подражать тем, кто в этом успешен. В сообществах, которые заинтересованы в умах и руках, требования обычно заявляются исходно, как условия приема: это некие профессиональные навыки, которые и надо продемонстрировать на этапе вхождения. Очевидно, что наставник должен их очень хорошо понимать и передавать. И только в этом случае мы можем говорить, что наставник ведет себя этично, поскольку он делает именно то, что ожидается от наставника.