Статья посвящена изучению взаимосвязи характеристик ценностно-смысловой сферы личности инвалидов по зрению с показателями их социальной реабилитированности. На основе использования комплекса методов и психодиагностических методик представлены результаты изучения системы смысложизненных установок личности слепорожденных и ослепших. Выявлены различия личностных установок в общении и локуса контроля инвалидов по зрению, опосредованные степенью нарушения зрения и половыми различия.
1. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающегося потенциала: метод. пособие для школьных психологов. Псков, 1997. 68 с.
2. Волкова И. П., Ломакина Ю. М. Изучение ценностно-смысловой сферы личности в процессе социо-культурной реабилитации инвалидов по зрению // Исторический опыт и современность в специальном образовании: традиции семьи и школы: сборник научных статей / авт.-сост. К. В. Султанов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 195-199.
3. Волкова И. П. Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на процесс социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению // Инклюзия и особый ребенок: система ценностей: материалы ХХ Международной конференции "Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства" (17-19 апреля 2013 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 269-273.
4. Волкова И. П. Личностные детерминанты переживания экзистенциального кризиса военноослепших // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 10 (52). С. 7-19.
5. Волкова И. П. Социальная интеграция инвалидов по зрению: психологические аспекты. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 203 с.
6. Котляков В. Ю. Методика "система жизненных смыслов" // Вестник КемГУ. 2013. Т. 1. № 2 (54). С.148-153.
7. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 487 с.
8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. 16 с.
9. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: Изд-во РГИУ им. А. И. Герцена, 1998. 270 с.
10. Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н. Ф. Гребень. Минск: Соврем. школа, 2007. 496 с.
11. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 175-186.