В статье исследуется проблема изменения профессиональной подготовки обучающихся в организациях среднего профессионального образования. Данная проблема обусловлена современными контекстами (ориентация на непрерывность, цифровизация, рост информации, общедоступность образования, фрагментация состава студентов, требования рынка труда), включающими в себя динамическую характеристику. Выделенные контексты определили специфику современной профессиональной подготовки, которая является одновременно процессом профессионального становления индивида и результатом этого становления, который посредством формирования компетенций, позволяющих использовать непрерывное образование на протяжении всей жизни, будет обновляться с течением времени и соответствовать текущим запросам в обществе и профессии. На основе контекстов рассмотрены потенциальные возможности интеграции неформального образования в профессиональную подготовку в организациях среднего профессионального образования, которые обеспечат соответствие актуальных требований к результатам подготовки как во время обучения, так и после его завершения .
1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.
2. Беляков С. А., Клячко Т. Л., Полушкина Е. А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития. М.: Дело, 2018. 48 с.
3. Данилова Л. Н. Развитие терминологии непрерывного образования за рубежом // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 232-236.
4. Дроботенко Ю. Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: дис.. д-ра педагогических наук. Омск, 2016. 519 с.
5. Дудырев Ф. Ф., Романов О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 271 с.
6. Дудырев Ф. Ф., Шабалин А. И., Анисимова К. В. Система СПО в условиях пандемии: региональные практики. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/06/05/1602310223/Система%20СПО%20в%20условиях%20пандемии_1.06.pdf (дата обращения: 25.04.2020).
7. Есешкин К. И. Вовлеченность студентов колледжей в неформальное образование // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (25). С. 102- 107. https://www.doi.org/10.36809/2309-9380-2019-25-102-107
8. Лях Ю. А. Модель организации персонализированного обучения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). C. 16-20. https://www.doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10410
9. Макареня А. А., Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 59-63.
10. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. C. 107-113.
11. Реморенко И. М., Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-65.
12. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 292 с.
13. Семенов Ю. А. Обзор по материалам ведущих фирм, работающих в сфере сетевой безопасности. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://book.itep.ru/10/2014.htm (дата обращения: 25.04.2020).
14. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. C. 65-89. https://www.doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
15. Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. Т. 42. № 6. С. 422-434.
16. Ядова М. А. Молодежь в современном мире: тенденции взросления // Россия и современный мир. 2018. № 4 (101). С. 104-111.
17. Marr B. Big Data - Using SMART Big Data, Analytics and Metrics to make better decisions and improve performance. Hoboken: John Wiley & Sons, 2015. 256 p.