Книга
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра
Учебно-методическое пособие содержит теоретические и практические аспекты реализации психолого-педагогического сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС). Пособие представляет современное понимание феномена аутизма, знакомит с историей изучения данной проблемы, описывает диагностические критерии и причины возникновения РАС. В сборник включено подробное описание различных вариантов развития РАС, а также представлены направления психологической помощи детям с РАС. Издание предназначено для педагогических работников, психологов, а также бакалаврам и магистрам, обучающихся по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование; Специальное (дефектологическое) образование; Клиническая психология.
1. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Альманах «Исцеление». - М., 1993.
2. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. [Текст]: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Академический Проект; Фонд « Мир», 2013. - 484 с.
3. Детский аутизм: хрестоматия / под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: ИСПиП, 1998. - 254 с.
4. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. -- СПб.: Дидактика Плюс, 2004. - 80 с.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
6. Бокша И. С. Биохимические аномалии при аутизме // Аутизм и нарушения развития. - 2005. - Том 3 (2). - С. 1-24.
7. Вартанян М. Е., Коляскина Г. И. Точка зрения психиатра на нейроиммуно-модуляцию: нейроиммунное взаимодействие и его механизмы // Биологическая психиатрия. - М.: РМ-Вести, 1999. - С. 323-331.
8. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. - СПб.: Сеанс, 2018. - 202 с.
9. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. -- СПб.: Дидактика Плюс, 2004. - 80 с.
10. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990. - 197 с.
11. Мнухин С. С. О синдроме «раннего детского аутизма» или синдроме Каннера у детей / С. С. Мнухин, А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия : в 2 ч. / ред. В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская. - М.: ЧеРо; Издательство Московского университета; Высшая школа, 2002. - С. 458-465.
12. Приказ Минздрава РФ от 13.06.2019 № 396н «О внесении изменений в порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.10.2019 № 56120). - URL: https://minjust.consultant.ru/ special/documents/document/44211 (дата обращения 27.12.2019)
13. Скворцов И. А., Ермоленко И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 368 с.
14. Щербакова И. В., Краснолобова С. А., Хачатрян Л. Г., Лидеман P. P. и др. Иммунный статус детей с нарушениями психомоторного развития // Журнал неврологии и психиатрии. - 2003. - № 6. - С. 43-46.
15. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: a review // Special Issue of the International Review of Mental Retardation. - 2001, Dec. - Vol. 23. - P. 169- 204.
16. Hodges Holly, Casey Fealko, & Neelkamal Soares. Autism spectrum disorder: defi nition, epidemiology, causes, and clinical evaluation. Translational Pediatrics [Online]. - 2020, Feb. - Vol. 9 (1). - P. 55-65.
17. Lichtenstein P., Carlstrom E., Rastam М. et al. The genetics of autism spectrum disorders and related neuropsychiatric disorders in childhood // American Journal of Psychiatry. - 2010, Nov. - Vol. 167 (11). - P. 1357-1363.
18. Захарова И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. - 3-е изд. - М.: Теревинф, 2014. - 80 с.
19. Зверева Н. В., Хромов А. И., Сергиенко А. А., Коваль-Зайцев А. А. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и мышление). - М.: Сам полиграфист, 2017. - 48 с.
20. Зверева Н. В., Коваль-Зайцев А. А., Хромов А. И. Психологическая диагностика когнитивного дизонтогенеза // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Спецвыпуски. - 2018. - Т. 118 (5). - С. 3-11.
21. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. -- СПб.: Дидактика Плюс, 2004. - 80 с.
22. Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация» / Общественная организация «Российское общество психиатров». - 2020. - 125 с.
23. Козловская Г. В., Горюнова А. В., Шикунова Н. В., Катковская Т. Г. Методика определения психического развития детей до 3 лет - ГНОМ // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1997. - Т. 97 (8). - С. 38-42.
24. Клюшник Т. П., Зозуля С. А., Симонов А. Н., Никитина С. Г., Симашкова Н. В. Способ прогнозирования уровня социального функционирования детей с эндогенными психозами в постприступном периоде заболевания. - URL: https://patenton.ru/patent/RU2706216C1 (дата обращения: 22.02.2021).
25. Равен Дж. К., Стай л И., Равен М. Цветные прогрессивные матрицы (параллельная форма). - М.: Когито-Центр, 2009.
26. Рейтинговая шкала аутизма у детей C. A. R. S. Childhood Autism Rating Scale, CARS, Schopler E, Reichler RJ, DeVellis RF, Daly K. Перевод и адаптация Морозова Т. Ю., Довбня С. В., 2011. Сайт Благотворительной организации Firefl y (Арлингтон, Вашингтон, США). [Электронный ресурс]. URL: https:// www.medbox.org/document/childhood-autism-rating-scale-reytingovaya-shkala-autizma-u-detey-cars#GO (дата обращения: 22.02.2021).
27. Сорокин А. Б., Давыдова Е. Ю., Самарина Л. В., Ермолаева Е. Е., Антохина К. Ю., Кузембаева Е. А., Хаустов А. В., Баландина О. В., Мамохина У. А. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R // Аутизм и нарушения развития. - 2021. - Т. 19, № 1. - С. 12-24.
28. Филимоненко Ю. И. Тест Векслера: диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант): методическое руководство / Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев. - СПб.: Иматон, 2007. - 112 с.
29. Шапошникова А. Ф. Методика обследования детей 6-12 лет при помощи шкалы клинической оценки детского аутизма // Психическое здоровье. - 2013. - № 5. - С. 7-11.
30. Schopler E., Lansing M. D., Reichler R. J., Marcus L. M. Psychoeducational Profi le. 3rd ed. (PEP-3). Austin: Texas, 2004. - 114 p.
31. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление: Альманах. - М., 1993. - С. 154-165.
32. Дети с синдромом Ретта / под ред. М. С. Дименштейн / пер. с фр. - М.: Теревинф, 2009. - 264 с.
33. Детский аутизм: хрестоматия / под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: ИС-ПиП, 1998. - 254 с.
34. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. -- СПб.: Дидактика Плюс, 2004. - 80 с.
35. Каган В. Е. Аутизм у детей / В. Е. Каган. - Л.: Медицина, 1981. - 208 с.
36. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарика, 2003. - 447 с.
37. Боулби Дж., Эйнсворт М., Бенедек Т. Психология привязанности. - Ижевск: ERGO, 2005. - 360 с.
38. Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 944 с.
39. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 245 с.
40. Ильина М. Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. - СПб.: Корона-Принт, 2004. - 160 с.
41. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 288 с.
42. Никольская О. С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. - М.: МГППУ, 2008. - 464 с.
43. Спенсер П. Ваш ребенок от года до трех лет / пер. с англ. - М.: Астрель, 2002. - 281 с.
44. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). - М.: Теревинф, 2014. - 112 с.
45. Башина В. М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999. - 240 с.
46. Детский аутизм: хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына. -- СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997. - 254 с.
47. Додзина О. Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. - 2004. - № 6. - С 44-52.
48. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
49. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
50. Никольская О. С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. - М.: МГППУ, 2008. - 464 с.
51. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.
52. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). - М.: Теревинф, 2014. - 112 с.
53. Баенская Е. Р. , Либлинг М. М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. - М.: Полиграф сервис, 2001. - 156 с.
54. Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.
55. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.
56. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 232 с.
57. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). - М.: Теревинф, 2014. - 112 с.
58. Баенская Е. Р. , Либлинг М. М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. - М.: Полиграф сервис, 2001. - 156 с.
59. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Рязанова А. Е., Яремчук М. В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. - 6-е изд. / Т. А. Бондарь [и др.]. - М.: Теревинф, 2019. - 280 с.
60. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / [Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др.]. - М.: Академия, 2002. - 409 с.
61. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Смысл: Эксмо, - 2006. - 1134 с.
62. Ермолаев Д. В., Захарова И. Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5. - М.: Теревинф, 2006. - С. 9-33.
63. Захарова И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. - 3-е изд. / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. - М.: Теревинф, 2014. - 80 с.
64. Константинова И. С. Средовой подход в работе с особым ребенком. Установление контакта и вовлечение во взаимодействие на музыкальных занятиях // Аутизм и нарушения развития: научно-практический журнал. - Т. 16, № 3 (60). - 2018. - С. 3-16.
65. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
66. Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.
67. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). - М.: Теревинф, 2014. - 112 с.
68. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Рязанова А. Е., Яремчук М. В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. - 6-е изд. / Т. А. Бондарь [и др.]. - М.: Теревинф, 2019. - 280 с.
69. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстрой ствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. - СПб.: Сеанс, 2018. - 202 с.
70. Зюмалла Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН / пер. с нем. А. Ладисов, О. Игольников. - Минск: Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», 2005.
71. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
72. Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.
73. Biel L., Peske N. Raising a Sensory Smart Child: The Defi nitive Handbook for Helping Your Child with Sensory Processing Issues, Revised and Updated Edition. Publisher: Penguin Books, 2009. - 512 p.
74. D’Elia L., Valeri G., Sonnino F. et al. A Longitudinal Study of the TEACCH Program in Different Settings: The Potential Benefi ts of Low Intensity Intervention in Preschool Children with Autism Spectrum Disorder. Abstract // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. No 44 (3). P. 615-626.
75. Айрес Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2017. - 272 с.
76. Гомозова Е. С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15. - № 4.
77. Гринспен С. На «ты» с аутизмом. Использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления. - М.: Теревинф, 2018. - 512 с.
78. Казари К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития. Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - № 4.
79. Купер Д., Херон Т., Хьюард У. Прикладной анализ поведения. - М.: Практика, 2016.
80. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология - 1996. - № 3.
81. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
82. Победить аутизм. Метод семьи Кауфман / сост. Н. Л. Холмогорова. - М.: Центр лечебной педагогики, 2005. - 96 с.
83. Солдатенкова Е. Н. Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра // Современная зарубежная психология. - 2014. - Т. 3. - № 3. - С. 52-64.
84. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. - М.: Теревинф, 2014.
85. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2016. - 608 с.
86. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013.
87. Hall T. E., Meyer A., Rose D. Universal Design for Learning in the Classroom: Practical Applications (What Works for Special Needs Learners). - New York: The Guilford Press, 2012.
88. Koegel R., Koegel L. Pivotal Response Treatments for Autism: Communication, Social, and Academic Development. 1st Publisher Baltimore, MD: Paul H. Brookes Publishing Co.; 1st edition. - 2006. - 312 p.
89. Prizant B., Wetherby A., Rubin E., Laurent A., Rydell P. The SCERTS Model: A Compre hensive Educational Approach for Children with Autism Spectrum Disorders. Baltimore, MD: Paul H. Brookes Publishing Co, - 2006. - 744 p.