Книга

Институциональный аспект художественной культуры
Учебно-методическое пособие направлено на освещение вопросов институциональных аспектов художественной культуры, особенностей процессов создания и восприятия произведений публикой и критикой. Рассматривается изобразительная традиция, обладающая в современной культуре повышенной значимостью. Особое внимание уделяется конкретным формам, которые входят в обязательный минимум культуролога и составляют его научно-образовательный бэкграунд. К ним относятся знаковые выставки, вошедшие в историю современного искусства и послужившие тем или иным образом трансформации арт-мира, известные маршаны и арт-дилеры, формирующие арт-рынок, события в мире искусства, награды и т. д. Во второй части пособия предлагаются задания для практической и самостоятельной работы обучающихся. Приводится список терминов и список литературы, рекомендуемой при изучении представленного материала. Пособие адресовано студентам вузов, обучающимся по специальности «Культурология», студентам гуманитарных специальностей, преподавателям культурологии, а также всем интересующимся вопросами становления и функционирования институтов художественной культуры.
1. Краусс Р. Оригинальность авангарда: постмодернистское повторение. - URL: http://kassandrion.narod.ru/commentary/11/5kraus.htm
2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 42.
3. Карцева Е. А. Динамика художественной выставки. Культурная интерпретация. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - С. 32.
4. Смит Т. Осмысляя современное кураторство / пер. с англ.: А. Матвеева. - М.: Ад Маргинем Пресс [и др.], 2015.
5. Пунин Н. MoMA: кубизм и абстрактное искусство, 1936. - URL: https://redmuseum.church/moma-punin-cubism-and-abstract-art
6. Деготь Е. Проблема модернизма в русском и советском искусстве: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. - М., 2004.
7. Деготь Е. Проблема модернизма в русском и советском искусстве: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. - М., 2004. С. 18.
8. О’Нил П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - С. 91.
9. Murphy M. Des Magiciens de la terre, à la globalisation du monde de l’art: retour sur une exposition historique // Critique d’art [Online], 41 Spring/Summer 2013, online: June 242014. - URL: http://journals.openedition.org/critiquedart/8307 DOI: https://doi.org/10.4000/critiquedart.8307
10. О’Нил П. Указ. соч. С. 84.
11. Бородина С., Власова Е. Композиционные приемы размещения картин в музейном пространстве // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. 2019. № 3-4 (27-28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnye-priemyrazmescheniya-kartin-v-muzeynom-prostranstve (дата обращения: 21.08.2023).
12. Томпсон Д. Супермодель и фанерный ящик: шокирующие истории и причудливая экономика современного искусства / пер. с англ. Т. М. Шуликовой. - М.: Центрполиграф, 2014 (макет 2015).
13. Обрист Х. У. Краткая история кураторства. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. - С. 88.
14. Калмыкова В. В., Тёмкин В. А. Ориентализм и Салон. XIX век. - М.: Белый город, 2009. - С. 22.
15. Мешкова О. Г. Роль аукционных домов в деятельности современного арт-рынка // Вопросы культурологии. - 2010. № 8. - С. 57-62.
16. Арутюнова А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. - С. 12.
17. Кён А., Черази Д. Кто боится современного искусства? Путеводитель по миру современного искусства от А до Я. - М.: Ад Маргинем Пресс, АВСдизайн, 2018. - С. 64-67.
18. Уильямс Г. Как писать о современном искусстве / пер. с англ. - 2-е изд. испр. - М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2021. - С. 43.
19. Литвиненко Н. А. К 250-летию Франсуа Рене де Шатобриана Шатобриан и романтический канон // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. - 2019. № 3. - С. 175-190.
20. Хук Ф. Завтрак у Sotheby’s: мир искусства от А до Я / пер. с англ. В. Ахтырской. - СПб: Азбука: Азбука-Аттикус, 2013.
21. Ringel L., Werron T. Serielle Vergleiche: Zum Unterschied, den Wiederholung macht // KZfSS Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozial psychologie. - 2021. Т. 73. № Suppl 1. - С. 301-331.
22. Гафурова А. З. История возникновения экфрасиса // Вопросы науки и образования. - 2022. № 4(160). - С. 25-27.
23. Торнтон С. Семь дней в искусстве. - СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2008. - С. 84.
24. Беленький И. В. Лекции по всеобщей истории кино: учебное пособие для вузов / ред. В. А. Луков. - М.: ГИТР. Кн. I, II: Годы беззвучия. 2008. - С. 22-23.
25. Rüegg J. Prestigious publishing in the semi-periphery: Swedish publishing of African Nobel laureates in literature after 1970 // Perspectives. - 2022. Vol. 30, Iss. 5. - Pp. 844-858.
26. FUSAC. Интернет-журнал для англоговорящих жителей Парижа. - URL: https://fusac.fr/the-prix-goncourt-frances-prestigious-literary-prize/
27. По материалам издательства «Эксмо». - URL: https://eksmo.ru/lit-premii/
28. Баскар М. Принцип кураторства: роль выбора в эпоху переизбытка; [перевод: Анна Синяткина]. - М.: Ад Маргинем Пресс [и др.], 2017. - 359 с.
29. Бишоп К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
30. Богдан В.-И. Т. Частные коллекции и императорские дары. Музей Академии художеств, вторая половина XVIII - начало XX века: каталог собрания. - М.: БуксМАрт, 2021. - 287 с.
31. Бонами З. А. Как читать и понимать музей: философия музея. - М.: ОГИЗ: АСТ, 2018. - 223 с.
32. Ванслов В. В. Искусствознание и критика. Методологические основы и творческие проблемы. - Л., 1988.
33. Воллар А. Воспоминания торговца картинами: роман / пер. с фр. Г. Генниса. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008 [т. е. 2007]. - 380 с.
34. Кауфман Р. С. Очерки истории русской художественной критики XIX века: от Константина Батюшкова до Александра Бенуа. - М.:Искусство, 1990. - 366 с.
35. Кауфман Р. С. Русская и советская художественная критика: с середины XIX в. до 1941 г. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 176 с.
36. Кримп Д. На руинах музея / пер. с англ. Ивана Аксенова и Карена Саркисова. - М.: Фонд V-A-C, 2015. - 431 с.
37. Майстровская М. Т. Музей как объект культуры. Начало XXI века. Искусство экспозиционного ансамбля / Российская академия художеств;
38. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств; Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова. - М.: Прогресс-Традиция, 2022. - 578 с.
39. Мизиано В. А. Пять лекций о кураторстве. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. - 323 с.
40. Музеи мира в XXI веке: реконструкция, реставрация, реэкспозиция.
41. Museums of the 21 Century restoration, reconstruction, renovation: материалы международной конференции 20-22 октября 2008 г. / Гос. Эрмитаж; науч. ред. А. А. Трофимова. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2010. - 188 с.
42. Орел Е. В. Букварь начинающего арт-критика: учебное пособие. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2015. - 214 с.
43. О’Догерти Б. Внутри белого куба: идеология галерейного пространства: эссе / пер. с англ. Д. Прохорова. - М.: Ад Маргинем Пресс [и др.], 2015. - 143 с.
44. Саймон Н. Партиципаторный музей / пер. А. Глебовской. - М.: Ад
45. Маргинем Пресс, 2017. - 439 с.
46. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932): Справочник. - СПб.: Чернышев, 1992.
47. Смит Т. Осмысляя современное кураторство / пер. с англ.: Анна Матвеева. - М.: Ад Маргинем Пресс [и др.], 2015. - 271 с.
48. Томпсон Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / пер. с англ. Н. И. Лисовой. - М.: Центрполиграф, 2017. - 380 с.
49. Томпсон Д. Оранжевая собака из воздушных шаров: дутые сенсации и подлинные шедевры: что и как на рынке современного искусства / пер. с англ. О. Якименко, А. Щениковой-Архаровой. - СПб. [и др.]: Азбука [и др.], 2018. - 349 с.
50. Турчин В. С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
51. Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б. Х. Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. - М., 2015.
52. Художественная критика и общественное мнение: сб. ст. / Рос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ; редкол.: А. Я. Зись (отв. ред.) и др. - М.: Б. и., 1992. - 223 с.
53. Хук Ф. Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает. - М.: Азбука-Аттикус, 2018. - 448 с.
54. Шуберт К. Удел куратора: концепция музея Великой французской революции до наших дней / пер. с англ.: Андрей Фоменко. - М.: Ад Маргинем Пресс [и др.], 2016. - 223 с.
55. Энциклопедия русского авангарда: изобразительное искусство. Архитектура: биографии: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров / авт.-сост. В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; науч. ред. А. Д. Сарабьянов. Т. 1: А-К. - М.: Русский авангард, 2013. - 526 с.; Т. 2: Л-Я. 2013. - 722 с.; Т. 3: Н-Я. Кн. 2. - М.: Global Expert& Service Team, 2014. - 423 с.
56. Академик (словари и энциклопедии). - URL: https://academic.ru/
57. Российская Академия художеств (словарь терминов) URL: https://rah.ru/science/glossary/index.php
58. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. - СПб: Азбука-классика, 2004.