TY - JOUR T1 - Социальный капитал как фактор инновационного развития школы: механизмы влияния и способы оценки AU - Трапицын, Сергей Юрьевич AU - Жарова, Марина Владиславовна AU - Агапова, Елена Николаевна AU - Граничина, Ольга Александровна AU - Пашоликов, Михаил Сергеевич Y1 - 2024-06-14 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/16703 N2 - В государственной программе РФ «Развитие образования» до 2030 года отмечается, что «повышение качества общего образования неразрывно связано с квалификацией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность». В связи с этим профессионализму, компетентности, творческой активности педагогов в последнее время уделяется особое внимание, а интерес к проблематике формирования у них готовности к инновационной деятельности усиливается. Развитие инновационной деятельности в образовании – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые должны обеспечить решение проблем устойчивого социально-экономического развития страны, формирование суверенной системы образования Российской Федерации. В современных отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам повышения инновационной активности педагогов, в целом решены задачи определения приоритетных направлений повышения профессиональной компетентности педагогов, выявлены и обоснованы принципы организации инновационной деятельности, очерчены способы проведения необходимых изменений в организации образовательного процесса. Вместе с тем, несмотря на существенные достижения в теории и практике педагогической инноватики, есть все основания утверждать, что на сегодняшний день не сложилось целостной концепции формирования готовности педагогов к инновационной деятельности, которая включала бы основные характеристики этого процесса, компетентностную модель педагога-инноватора, требования к управлению и ресурсному обеспечению инновационной деятельности. Педагог является ключевым ресурсом инновационного развития образовательной организации. Результаты внедрения инноваций в повседневную образовательную практику в существенной мере зависят от усилий и результатов работы педагогов. В последние десятилетия, наряду с экономическими и технологическими, в качестве важнейших для развития любой организации, в том числе образовательной, рассматриваются социальные факторы, отражающие специфику взаимоотношений субъектов образовательной деятельности. Многочисленными исследованиями доказано, что конструктивные социальные отношения, задействование ресурсов профессиональных сообществ и сетей, взаимное доверие, общие ценности в значительной степени содействуют успеху проводимых реформ. Проблема формирования, накопления и использования социального капитала находится в фокусе научных исследований с 70-х годов XX века. За это время в рамках проблематики социального капитала накоплен значительный объем научных знаний и достигнуты существенные результаты и прогресс в отношении: определения понятия, сущности и структуры социального капитала; установлении влияния социального капитала на качество жизни; разработки методик и специального инструментария в части количественных измерений уровня и динамики изменения социального капитала; оценки стоимости социального капитала и определения возможностей его конвертации в другие виды капитала – финансовый, человеческий и пр. Социальный капитал - категория, попадающая в предметную область различных научных дисциплин: экономики, социологии, философии, этики, психологии, педагогики, статистики, политологии, права и других. В последние годы получило бурное развитие направление междисциплинарных исследований, связанных с трактовкой социального капитала как фактора организационного развития. В современных условиях актуальность исследований социального капитала отражает ориентацию педагогической науки на проблемы более рационального использования имеющихся ресурсов, а также поиск дополнительных возможностей повышения эффективности и качества образовательной деятельности. Поэтому одной из значимых задач междисциплинарных исследований в этой области следует считать выявление и обоснование механизмов влияния социальных факторов на инновационную деятельность образовательных организаций.