Проведенное лонгитюдное исследование позволило установить приоритетную роль в научно-исследовательской деятельности студенческого сообщества обучающихся магистратуры, которые, по сути, являются ядром формирования студенческой научной элиты. При выполнении ряда условий в ходе поэтапной реализации разработанной авторской концепции студенческого научного клуба они будут являться основной движущей силой студенческой науки, с одной стороны, привлекая к ней представителей бакалавриата, а с другой - продолжая свою научную деятельность на следующем уровне - в аспирантуре, обеспечивая тем самым преемственность. В статье представлены результаты анкетирования студентов магистратуры разных направлений подготовки. Определены задачи и направления исследования, которое проводилось с целью активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, приобщения их к научно-исследовательской работе, повышения интереса к ней. На основании полученных результатов выявлены причины снижения интереса к научно-исследовательской работе и определены пути создания студенческого научного объединения. Раскрыты механизмы его создания, обоснована ресурсная поддержка концепции студенческого научного клуба и показаны полученные предварительные результаты его деятельности. Анализ результатов исследования магистрантов позволяет оценить, прежде всего, субъективные аспекты восприятия научно-исследовательской деятельности студентами, но также показывает и проблемы объективного характера, имеющиеся в ее организации в вузах.
Сайкина, Е.Г. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАГИСТРАТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (на примере института физической культуры и спорта РГПУ им. А. И. Герцена) / Е.Г. Сайкина, А.М. Фокин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2024. – № 211. – С. 69-78
1. Басов, Н. Ф., Смирнова, Е. Е. (2015) Организация научно-исследовательской деятельности магистрантов в вузе. В кн.: Л. И. Савинов (ред.). Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки "Социальная работа": материалы V заочной научно-практической конференции с международным участием (Саранск, 21 ноября 2014 г.). Саранск: Афанасьев В. С., с. 46-50.
2. Гаврин, А. С., Ребышева, Л. В. (2015) Развитие студенческой науки в современных условиях. Современные проблемы науки и образования, № 1-1. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=18848 (дата обращения 22.03.2021).
3. Кленикова, С. А., Мусатова, М. А., Антропова, Е. А. (2017) Методологические основы организации научно-исследовательского семинара как одной из ключевых форм научно-исследовательской работы магистрантов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, т. 22, № 6 (170), с. 27-31.
4. Кручинина, М. А., Эйдельман, Л. Н., Сайкина, Е. Г. (2023) Проектирование технологии формирования мотивации студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 2, с. 2-5.
5. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года". [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/fles/KlJ6A00A1K5t8Aw93NfRG6P8OIbBp18F.pdf (дата обращения 05.10.2023).
6. Фокин, А. М., Сайкина, Е. Г., Костов, Ф. Ф., Овчинникова, А. В. (2023) Проектирование студенческого научного клуба в образовательном пространстве спортивного вуза. Теория и практика физической культуры, № 10, с. 104-106.
7. Чичерин, Ю. А., Колочева, И. А. (2021) Организация труда магистрантов в системе подготовки к научно-исследовательской деятельности. В кн.: Использование дистанционных технологий в профессиональном образовании: Материалы Международной научно-методической конференции, Белгород, 16-19 марта 2021 года. Белгород: Изд-во Белгородский университет кооперации, экономики и права, с. 53-58.