RT - Отчет о НИР (итоговый) SR - Electronic T1 - Разработка модели формирования мотивации к научно-исследовательской деятельности обучающихся вузов и оценка ее результативности SP - 2024-05-21 A1 - Сайкина, Елена Гавриловна A1 - Фокин, Александр Михайлович A1 - Кузьмина, Светлана Владимировна A1 - Костов, Федор Федорович YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/16421 AB - Актуальность представленного исследования обусловлена противоречиями между: - запросом общества в формировании научно-исследовательской, прогрессивной студенческой элиты, владеющей современными технологиями, с одной стороны, и неэффективностью традиционных подходов к организации и содержанию научно-исследовательской работы в вузах, что приводит к тому, что многие студенты занимаются научной работой формально, с другой стороны; - модернизацией физкультурного образования, широкими возможностями, связанными с появлением современного оборудования, приборов, новых интерактивных, цифровых технологий, методик исследования, и отсутствием мотивации у студентов - будущих ученых и практиков, постигать азы научной деятельности, стихийностью внедрения и недостаточностью научного оборудования в учебном процессе студентов физкультурных вузов. Указанное детерминировало необходимость разработки модели формирования мотивации к научно-исследовательской деятельности обучающихся высших учебных заведений. Данное направление исследований согласуется с Программой развития Герценовского университета на период 2019-2023 гг. (новая ред.) по Направлению 2 «Развитие научно-исследовательской деятельности Герценовского университета», его задачами и проектами (программами мероприятий), обеспечивающими реализацию деятельности по конкретным направлениям: «Герценовский университет — площадка реализации фундаментальных, прикладных, междисциплинарных исследований в области образования», «Инфраструктурное развитие научно-исследовательской деятельности университета», «Поддержка молодых ученых Герценовского университета», «Представление результатов научных исследований Герценовского университета в международном академическом пространстве». Объект исследования: формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности обучающихся высших учебных заведений. Предмет исследования: модель формирования мотивации к научно- исследовательской деятельности обучающихся вузов. Цель исследования: разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование модели формирования мотивации к научно-исследовательской деятельности обучающихся вузов и определение ее эффективности. Задачи исследования: 1.Выявить факторы снижения интереса студентов к научно-исследовательской работе, определить пути его повышения; 2.Разработать и теоретически обосновать модель формирования мотивации обучающихся вузов к научно-исследовательской деятельности и определить условия ее эффективного функционирования; 3.Создать на базе образовательной организации добровольное студенческое научное сообщество на основе самоуправления, целью которого является содействие развитию студенческой науки и вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. 4. Разработать проект мероприятий студенческого научного сообщества на основе имеющих ресурсов в институте физической культуры и спорта, и поэтапно выполнять план работы по привлечению студентов к научной деятельности. 5. Организовать работу в научном студенческом научном электронном журнале «Пульс науки» на основе самоуправления и самостоятельного научного поиска. 6. Определить эффективность разработанной модели формирования мотивации обучающихся вузов к научно-исследовательской деятельности и перспективу ее применения. Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения философии, законы материалистической диалектики, позволяющие раскрыть суть политических, социально-экономических изменений, которые привели к реформированию всех сфер общественной жизни, в том числе и физкультурного образования; принципы: системности, взаимосвязи теории и практики, непрерывности образования. Исследовательская позиция обусловлена теоретической базой, которую составили: исследования, раскрывающие сущность, содержание, структуру педагогического образования (Ю.К. Бабанский, Г.А. Бордовский, Э.Д. Днепров, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, С.В. Ривкина и др.); исследования в области образовательных и инновационных технологий (В.А. Бордовский, Л.С. Подымова, С.Д. Поляков, А.И. Пригожин, Г.К. Селевко, В.А. Сластёнин, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына и др.). Методы исследования: теоретический анализ, синтез, обобщение, проектирование, моделирование; педагогическое наблюдение; опрос: анкетирование, интервьюирование, беседа; экспертная оценка; ранжирование; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка результатов исследования. Результаты работы и их новизна отражены в отчете, который состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во «Введении» указывается, что отчет является отчетом о научно-исследовательской работе, обосновывается актуальность проблемы, обозначается ее объект, предмет, цель, описываются задачи и методы их решения, обозначается связь с другими работами, формулируются основные результаты, полученные в 2023 году. В «Основной части» представлены достигнутые ожидаемые результаты проекта, которые соответствуют заявленным показателям, параметрам и характеристикам. В первой главе «Научно-исследовательская деятельность и ее роль в модернизации современного высшего образования» дан аналитический обзор источников научно-методической литературы по научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях. Научно-исследовательская деятельность раскрыта как вектор развития профессионального образования в условиях цифровизации общества, как фактор личностного развития студентов. Во второй главе «Исследование мотивации студентов к научно- исследовательской деятельности» дано определение мотивации и показано ее формирование у студентов. Определены учебные мотивы и выявлена их взаимосвязь с повышением интереса к научной деятельности у студентов. В третьей главе «Пути повышения мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности» раскрыта научная работа как фактор развития творческих и исследовательских способностей обучающихся физкультурных вузов. Проектная деятельность студентов показана как универсальное средство развития у них исследовательских, коммуникативных навыков, возможностей самореализации, креативности и формирования умения разработки проектов. В главе раскрыты традиционные и инновационные формы научной деятельности, возможности их реализации как в очном, так и в дистанционном формате. Определены самые интересные научные мероприятия для привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. В четвертой главе «Концепция студенческого научного клуба» теоретически обоснована концепция студенческого научного клуба, раскрыт пошаговый механизм вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Определена эффективность его работы. Показано значение студенческого научного журнала для обучающихся и его роль для их привлечения к редакционной деятельности, к написанию собственных научных статей и выступлению с докладами на мероприятиях разного уровня. В пятой главе «Модель формирования мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности» раскрыты факторы, снижающие мотивацию студентов к научно-исследовательской деятельности. Дано теоретическое обоснование модели формирования мотивации обучающихся к научной деятельности и представлены условия ее реализации. Обоснована ресурсная поддержка обеспечения эффективного функционирования разработанной модели. В заключении представлены краткие выводы по результатам выполненной работы и эффективности внедрения разработанной модели формирования мотивации к научно-исследовательской деятельности обучающихся вузов на примере института физической культуры и спорта. По материалам исследования выполнены: 1 монография, 2 учебно-методических пособия, 1 сборник материалов научно-практической Межвузовской студенческой конференции, 17 научных статей, из них 2 - входящих в ядро РИНЦ и 5 научных статей в журналах ВАК. Результаты исследования докладывались на ученом совете ИФКиС. Указывается, что за период проведения исследования увеличилась количество: - членов студенческого научного сообщества, созданного на базе образовательной организации, которые регулярно принимают участие в научной и исследовательской деятельности своего сообщества; - мероприятий (семинаров, конкурсов, конференций), проведенных студенческим научным сообществом в ИФКиС, и участия членов СНС в научных мероприятиях университета и других вузах города и России (Всероссийских, Международных конференциях); - выступлений с докладами студентов на научных конференциях разного уровня; - дипломов и призовых мест, полученных студентами в научных конкурсах, конференциях, заявках и др.; - создана группа студенческого научного клуба в сети «Интернет» (ВК -186 подписчиков) и вышли №3 и №4 студенческого научного журнала «Пульс науки»; - опубликован впервые сборник лучших научных статей студентов ИФКиС. В приложении даны материалы, дополняющие текст отчета, связанные с выполнением НИР. Рекомендации по внедрению результатов НИР имеют широкий охват. Так, разработанные учебно-методические пособия, научные статьи, предлагаются как для использования в учебном процессе различных направлений подготовки и профилей бакалавриата и магистратуры обучающихся в ИФКиС РГПУ им. А.И. Герцена, так и могут быть рекомендованы к применению в физкультурных, педагогических и других вузах. Полученные результаты педагогических исследований, организация СНС или СНК, инновационные формы проведения и организации инновационных научных мероприятий могут быть эсктраполированы в процесс научно-исследовательской работы со студентами и магистрантами разных вузов, колледжей и даже старшеклассников. Также они могут быть предложены к ознакомлению и обсуждению в профессиональном сообществе в рамках научно-практических конференций, круглых столов, диспутов, научных семинаров, публичных лекций, курсов повышения квалификации и других форматах обмена педагогическим опытом. Полученные результаты выполненного исследования предполагается использовать в учебном процессе обучающихся магистратуры – в рамках дисциплин «Основы научно-исследовательской деятельности», «Проектирование физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности», «Инновационные технологии в образовании, физической культуре, спорте», «Основы профессионально-педагогической деятельности специалиста по фитнес», «Основы педагогического мастерства специалиста по физической культуре» а также в процессе педагогической практики бакалавров, магистров, практической подготовки по НИР, преддипломной практики. Отдельные положения наших результатов могут быть использованы при модернизации рабочих программ существующих учебных дисциплин («Основы научно-исследовательской деятельности» и др.) и разработке программ новых учебных дисциплин («Современные методы и технологии научного исследования в физической культуре и фитнесе»), а также курсов по выбору. Экономическая эффективность работы Полученные результаты научных исследований имеют перспективы для коммерческого использования в качестве выпуска и продаж научных изданий: практических и методических пособий, а также платных семинаров, курсов повышения квалификации по разработанным и научно обоснованным программам в системе дополнительного образования РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты исследований в научных статьях в наших журналах, проведение научных конференций для студентов и преподавателей способствует повышению качества отечественного физкультурного образования, что, в свою очередь, с одной стороны, способствует наполнению рынка высококвалифицированными, конкурентоспособными специалистами в области физической культуры и спорта, ориентированными на научно-исследовательскую деятельность, а с другой – применение инновационных, научно-обоснованных методик и программ выпускниками, входящими в интеллектуальную научную элиту, будет содействовать повышению уровня оказываемых физкультурно-образовательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, обеспечивающих более высокий уровень физического здоровья и физической подготовленности российских граждан как фактора экономического развития и безопасности страны. Прогнозные предположения о развитии объекта На наш взгляд, разработанная модель, концепция создания клуба, пошаговый механизм вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность, могут стать основой для дальнейшей разработки по данной теме исследования в разных аспектах. Созданный и функционирующий студенческий научный журнал «Пуль науки» по мере развития может быть индексирован в базе данных РИНЦ. Деятельность СНК «На старт» может и должна быть связана с перспективой создания в ИФКиС научно-исследовательской лаборатории, оснащенной современным оборудованием, методиками и исследовательской аппаратурой. Также в перспективе логично прогнозировать взаимодействие СНК с аналогичными студенческими объединениями в других вузах и ссузах Санкт-Петербурга, России, ближнего зарубежья.