Книга

Билингвальное образование
- 1. Введение
- 2. 1.1. Изучение детского билингвизма и классификация уровней овладения русским языком
- 3. 1.2. Характеристика уровня А. Особенности обучения несбалансированных билингвов
- 4. 1.3. Характеристика уровня В. Особенности обучения сбалансированных билингвов
- 5. 1.4. Характеристика уровня С. Новая форма итоговой аттестации детей-билингвов, обучающихся в зарубежных школах: преОГЭ
- 6. 2.1. Речевые особенности детей-билингвов
- 7. 2.2. Когнитивное становление и психологические особенности детей-билингвов
- 8. 2.3. Игровая методика при обучении детей-билингвов
- 9. 2.4. Межкультурная коммуникация при обучении детей-билингвов
- 10. 2.5. Культуроведческий аспект преподавания детям-билингвам
- 11. 2.6. Предметно-языковая интеграция при обучении детей-билингвов
- 12. 2.7. Предметно-интегративная методика: российский и зарубежный опыт
- 13. 2.8. Технология CLIL при обучении детей-билингвов
- 14. 2.9. Технологии в обучении
- 15. 2.10. Информационные технологии
- 16. 2.11. Визуализация и скетчноутинг
- 17. 3.1. Методика обучения чтению. Чтение как процесс восприятия и переработки информации. Виды чтения
- 18. 3.2. Смысловое и функциональное чтение
- 19. 3.3. Методика обучения говорению (нарративная речь). Развитие речи детей-билингвов
- 20. 3.4. Методика обучения аудированию (аудиовизуальный метод)
- 21. 3.5. Методика обучения письму и письменной речи
- 22. 3.6. Методика работы над лексико-грамматическим материалом
- 23. 4.1. Основные ошибки детей, изучающих русский язык
- 24. 4.2. Приемы преодоления интерферентных ошибок у билингвов дошкольного возраста и в начальной школе
- 25. 5.1. Европейский опыт лингводидактической диагностики и тестирования
- 26. 5.2. Виды диагностики
- 27. Приложение 1. Примерные тесты для сбалансированных билингвов
- 28. Приложение 2. Демонстрационные материалы для ПреОГЭ
В монографии рассматриваются актуальные вопросы билингвального образования, раскрывается понятие билингвизма как феномена развития детей в двух языковых системах, освещаются особенности детей-билингвов, их психологическое и когнитивное развитие, методика работы с билингвами, особенно обучение видам речевой деятельности. Представлены современные технологии в обучении детей. В монографии дается классификация типичных ошибок детей-билингвов и намечаются пути их преодоления, а также представлен инструментарий диагностики уровня речевой и языковой компетенции билингвов. Издание адресовано специалистам в области билингвального и поликультурного образования.
1. Агафонова М. В. Типичные ошибки детей-инофонов в письменных работах по русскому языку // Филология и лингвистика. - 2019. - № 3 (12).
2. Азимов Э. Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного. - Москва, 2000. - 149 с.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - Москва : ИКАР, 2009. - 128 с.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. - 2-е изд., стер. - Москва : Русский язык. Курсы, 2019. - 496 с.
5. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Рус. яз. Курсы, 2002. - 256 с.
6. Алексанкина Л. Ю. Профилактика и коррекция межъязыковой интерференции посредством дидактических игр и развивающих упражнений // Билингвальное и поликультурное образование: практика и перспективы Bilingual and Policultural Education: Practice and Prospects: материалы международной научно-практической конференции. - Москва : Международная лингвистическая школа, 2019.
7. Алещанова И. В. Нарративность: определение понятия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Филологические науки. - Волгоград : Перемена, 2006. - № 3 (16). - С. 43-47.
8. Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование. Теория и практика. - Рига : RETORIKA-A, 2005. - 384 с.
9. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) : учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. - Москва : Академия, 2003. - 128 с.
10. Андреева В. А. Литературный нарратив: текст и дискурс / В. А. Андреева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Норма, 2006. - 183 с.
11. Аннушкин В. И. Язык и жизнь. Книга о русском языке - речи - слове. - Москва : Русская школа, 2010. - 320 с.
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина ; общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. - Москва : Прогресс, 1974. - 392 с.
13. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2011.
14. Багова Л. Л. Межпредметная интеграция в образовательном процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - № 1.
15. Балуян С. Р., Яковлев А. А. Предпосылки возникновения классических клоуз-тестов в истории языкового тестирования. Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 12 (54): в 4 ч. Ч. IV. - C. 31-33. URL: www.gramota.net/materials/2/2015/12-4/7.html (дата обращения: 05.04.2022).
16. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : учебное пособие для преподавателей и студентов. - Москва, 2007.
17. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика и комплексная помощь. - Москва : Эксмо, 2009.
18. Безруких М. М. Дошкольник. Мифы и реалии // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 4 (29), октябрь - декабрь.
19. Бекебасова А. Н. Зарубежные стандарты языкового образования // Научные статьи Казахстана. URL: https://articlekz.com/article/19632 (дата обращения: 05.04.2022).
20. Белая книга по межкультурному диалогу. - Страсбург, 2008.
21. Белова З. С. Визуализация теоретического знания как познавательный метод: дис. … д-ра филос. наук. - Чебоксары, 2000. - 302 с. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - URL: https://www.dissercat.com/content/vizualizatsiya-teoreticheskogo-znaniyakak-poznavatelnyi-metod.
22. Бернацкая А. А. К проблеме креолизации текста: история и современное состояние // Известия Уральского государственного педагогического университета. Лингвистика. - 2000. - № 3. - С. 104-110.
23. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - Москва : РИП-холдинг, 2003. - 174 с.
24. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. - Новосибирск, 2000. - 91 с.
25. Борисова И. Н. Нарратив как диалогический жанр // Жанры речи: сб. науч. тр. / отв. ред. В. Е. Гольдин. - Саратов: Колледж, 2002. - Вып. 3.
26. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / пер. с англ. - Москва : Прогресс, 1977. - 413 с.
27. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок. Хрестоматии игровых приемов обучения. - 2-е изд. - Москва, 2002.
28. Бучилова И. А. Специфические ошибки в письменных работах учащихся-инофонов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - № 4 (85). - С. 39-46.
29. Вагнер В. Н. Лексика русского языка как иностранного и ее преподавание : учебное пособие. - Москва, 2009.
30. Вайнрайх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования. - Благовещенск : БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 264 с.
31. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 208 с.
32. Вальс «Амурские волны». URL: https://youtu.be/GEKtdX308e0
33. Вальс «Дунайские волны». URL: https://www.youtube.com/watch?v=otMjQe4vr3M
34. Вальс «На сопках Маньчжурии». URL: https://www.youtube.com/watch?v=lIvZ8g6D6DE
35. Вашунина И. В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста: дис. … д-ра филол. наук: 10.02.19. - Москва, 2009. - 511 с.
36. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - Москва : Смысл, 1998.
37. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). Национально-языковые отношения в СССР: Состояние и перспективы / отв. ред. В. П. Нерознак. - Москва : Наука, 1989. - 224 с.
38. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - Москва, 1990.
39. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция рече-поведенческих тактик. - Москва, 1999.
40. Видеоролик Ларса фон Триера Pub CNP Assurance. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6gxwLaeZgWQ
41. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-4 классы. - Москва : Вентана-Граф, 2005.
42. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. - Москва, 1934.
43. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - Москва : Педагогика, 1991.
44. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Москва, 1999.
45. Выготский Л. С. Мысль и слово. Психология. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000.
46. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Москва : Лабиринт, 2005. - 352 с.: ил.
47. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Москва : Лабиринт, 2008. - 352 с.: ил.
48. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Москва, 1981.
49. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингво-дидактика и методика. - Москва : Академия, 2006.
50. Гальскова Н. Д. Европейский языковой портфель для школьников. - Москва : Златоуст, 2006.
51. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. - Москва, 2007.
52. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // ИЯШ. - 2000. - № 5. - С. 6-11.
53. Гарцов А. Д. Инструментальные средства информационных технологий в практике преподавания и изучения языка в высшей школе: монография. - Москва : Экон-Информ, 2007. - 173 с.
54. Гегель Г. Ф. Лекции по истории философии / пер. с нем. - Санкт- Петербург : Наука, 1993. Кн. 1. - 349 с.
55. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. - Москва, 2008.
56. Гельфрейх П. Г. Европейская практика языкового тестирования детей и подростков // Учителю русской зарубежной школы. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2020.
57. Гельфрейх П. Г. Перспективы использования технологии предметноязыкового интегрированного обучения (CLIL) на занятиях в иностранной и билингвальной аудитории, изучающей русский язык // Преподавание русского языка за рубежом в эпоху коронавируса / под ред. П. Г. Гельфрейх и А. В. Голубевой. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2021.
58. Гончар И. А. Вербализация инфографики: специфика текстообразования (на материале видеограмм «Россия в цифрах») // Филологический класс. - 2015. - № 2(40).
59. Гончарова А. В. Контроль и оценка деятельности учащихся при обучении русскому языку как иностранному // Эпоха науки. - 2016. - № 5. - С. 25-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-i-otsenka-deyatelnostiuchaschihsya-pri-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 07.04.2022).
60. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. URL: http://academ063.ru/files/learn-Russia/standart-trki.pdf
61. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. - Москва, 2000.
62. Гусева Е. Ю. Биология. 8 класс : учебное пособие по русскому языку для школьников с родным нерусским : [0+] / Е. Ю. Гусева, Е. А. Дворкина, Ю. Д. Полякова. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2017. - 206 с.
63. Гусева Е. Ю. География. 6 класс : учебное пособие по русскому языку для школьников с родным нерусским / Е. Ю. Гусева, Е. А. Дворкина, Ю. Д. Полякова. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2016. - 208 с.
64. Гучетль С. К. Скаффолдинг как интерактивный метод профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - Вып. 61. Двуязычие и взаимовлияние языков / отв. ред. М. М. Михайлов. - Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 1990.
65. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. - Москва : МПГУ, 2019. - 212 с.
66. Дергачёва Г. И. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе / Г. И. Дергачёва [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Русский язык, 1986. - 239 с.
67. Донцов А. С. Основы предметно-языкового интегрированного обучения. - Павлодар: Кереку, 2018.
68. Дресвянников В. А. Жесты: попытка обобщения и классификации. URL: http://www.elitarium.ru/zhesty_klassifikacija/
69. Залевская А. А. Введение в теорию учебного двуязычия : учебник для магистрантов. - Тверь, 2016.
70. Климанова А. В. Представления о критическом мышлении в сознании современной молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. № 180: Рецензируемый научный журнал. - Санкт-Петербург, 2016.
71. Елухина Н. В. Средства обучения иностранному языку. - Москва, 1982.
72. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - Тускарара, 2003.
73. Железнякова Е. А. Лексические ошибки в русской речи детей мигрантов: методический аспект // Русский язык в поликультурном мире: сборник научных статей V Международного симпозиума, включенного в программу Международного фестиваля «Великое русское слово»: в 2 т. Т. 2. - Симферополь, 2021.
74. Железнякова Е. А. Фонетические ошибки в речи детей мигрантов с позиции этнокогнитивного подхода к обучению русскому языку // Мир русского слова. - 2020. - № 4.
75. Желтковская Л. Я., Соколова Е. Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников : пособие для учителя четырехлетней нач. шк. - Москва : Просвещение, 1987. - 225 с.: ил. (Б-ка учителя нач. классов).
76. Жукова Н. С. Букварь. - Москва : Эксмодетство, 2021.
77. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - Санкт-Петербург : Альянс-Дельта, 2003.
78. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - Санкт-Петербург, 2003.
79. Земская Е. А., Крысин Л. П. Московская школа функциональной социолингвистики. Итоги и перспективы исследований. - Москва, 1998.
80. Зимняя И. А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности. - Москва : Наука, 1974.
81. Зимняя И. А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его обработанности по вопросам обучения иностранным языкам в высшей школе. - Москва, 1967.
82. Иванова Э. И. Истоки: учебный комплекс по русскому языку для детей-билингвов. - Москва : Русский язык. Курсы, 2012.
83. Иванченко Т. Ю. Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 704-707. URL: https://moluch.ru/archive/52/6837/ (дата обращения: 06.04.2022).
84. Ивкина М. И. Разновидности социальных сетей в образовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - Москва, 2019. - № 6. - С. 61-64.
85. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. - Санкт-Петербург, 2006.
86. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000 // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 2005.
87. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - Москва : Педагогика, 1982. - Т. 2. - 575 с.
88. Комплексная диагностика детей, изучающих русский язык в образовательных организациях вне Российской Федерации : дидактическое пособие. - Москва : Русский язык. Курсы, 2020. - 144 с., ил.
89. «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р. URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf
90. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург : ИД «МиМ», 1997.
91. Костомаров В. Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка как иностранного / В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова. - 4-е изд., испр. - Москва : Русский язык, 1988. - 135 с.
92. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - Москва : Ось-89, 2006.
93. Красноперова Т. В. Технология «Портфолио» - ведущий показатель целостной системы оценки качества образования [Электронный ресурс]. - Москва : Издательский дом «Первое сентября», 2013. URL: http://festival.1september.ru/articles/572189/ (дата обращения: 06.04.2022).
94. Крылова Н. Г., Залманова Т. С., Фомина Е. В. Мой русский букварь. - Москва : Русский язык, 2007.
95. Кубасова О. В. Азбука, серия «Для сердца и ума». - Москва : Дрофа, 2009.
96. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / сост. Д. А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2016.
97. Лёвушкина О. Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: метод. пособие для учителей. - Москва : ГАОУ ВПО МИОО, 2012. - 240 с.
98. Лёвушкина О. Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка / науч. ред. проф. А. Д. Дейкина. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 316 с.
99. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития : учебное пособие / под ред. Л. С. Волковой. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2004. - 208 с.
100. Логинова И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения : книга для учителя. - Тарту, 2012.
101. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
102. Лысакова И. П., Железнякова Е. А., Пашукевич Ю. С. Азбука вежливости. - Москва, 2013.
103. Максимова Виктория. Принципы Comprehensible Input: как их использовать для адаптации оригинальных текстов для чтения // Преподавание русского языка за рубежом в эпоху коронавируса. Вып. 4 / под ред. П. Г. Гельфрейх и А. В. Голубевой. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2022. - С. 297-307.
104. Методика обучения русскому языку как неродному : учебное пособие / под ред. И. П. Лысаковой. - Москва, 2015.
105. Методика обучения русскому языку как иностранному : учебное пособие для вузов / под ред. проф. И. П. Лысаковой. - Москва, 2016.
106. Методическая копилка. ФГБНУ «ФИПИ». URL: https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka
107. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/
108. Министерство просвещения Российской Федерации: Приказ от 31 мая 2021 г. № 286 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
109. Митюшина Л. Д. Аудирование на уроках русского языка в начальных классах школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. - Москва, 2006.
110. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. - Москва : Оникс, 2006.
111. Молодежные экзамены Fit in Deutsch для школьных классов. - Goethe-Institut, 2018.
112. Наврузова Р. В. Ошибки в русской речи учащихся-лезгин и их причины // Известия ДГПУ. - 2008. - № 2.
113. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. - 9-е изд., стер. - Минск, 2004.
114. Николаева А.-М. Ю. Представление о когнитивных способностях детей-билингвов в научной литературе. Опыт оценки когнитивного потенциала билингвальных образовательных программ // Наука и школа. - 2016. - № 3.
115. Николаева А.-М. Ю. Формирование билингвальной образовательно-развивающей среды на дошкольном этапе обучения иностранному языку: дис. … канд. пед. наук. - Москва, 2018.
116. Новикова Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2005.
117. Овчаренко В. П. К вопросу об истории развития лингводидактического тестирования // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013. - № 10. - С. 78-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosuobistorii-razvitiya-lingvodidakticheskogo-testirovaniya (дата обращения: 07.04.2022).
118. Орлова Т. А., Лосева И. И. Педагогические средства развития интонационной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». URL: https://interactiveplus.ru/e-articles/217/Action217-80518.pdf
119. Открытое образование и современные тьюторские практики. URL: https://infourok.ru/lekciya-na-temu-otkrytoe-obrazovanie-4642278.html (дата обращения: 31.03.2020).
120. Павлова Е. В., Саматова Л. М. Специфика создания тестов для билингвов: какие ошибки мы прогнозируем на старте? // Билингвальное образование: материалы II Международного научно-практического семинара «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия». - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования, 2019. - С. 76-79.
121. Павлова Е. В. План интерактивного урока «В музее космонавтики» // Авторские методики предметно-интегративного обучения русскому языку: сборник материалов / под ред. А. В. Обласовой. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. - С. 128-134.
122. Павловская И. Ю. Британские и американские тесты по английскому языку как иностранному // Актуальные вопросы языкового тестирования /под ред. И. Ю. Павловской. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 146-154.
123. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Речь, 2009. - 432 с.
124. Парамонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей: методическое пособие. (Серия «Методический кабинет».) - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. - 176 с. + цв. вклейка.
125. Перотто Моника. Формальное и неформальное обучение русскому языку детей-билингвов и студентов в Италии // Билингвизм в современном мире: материалы международной научно-практической конференции, 22-23 марта 2019, Парма-Милан / под ред. Гельфрейх П. Г. и Голубевой А. В. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2019. - С. 21-28.
126. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - Санкт-Петербург : Питер, 2004.
127. Поварницына М. В. Специфика креолизованных текстов в массовой интернет-коммуникации // Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. - 2015. - № 6 (19). URL: http://7universum.com/ru/ philology/archive/item/2219 https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifi kakreolizovannyh-tekstov-v-massovoy-internet-kommunikatsii
128. Прописи для ускоренного обучения письму: доп. пособие для дошк. и мл. шк. возраста / Е. И. Копцева, А. И. Столбова. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2009.
129. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Методика развития речи двуязычных дошкольников. - Москва : Владос, 2010. - 256 с.
130. Протасова Е. Ю. Многоязычие в детском возрасте. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2013. - 188 с.
131. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Многоязычие в детском возрасте [Электронное издание], 2015.
132. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Теория и методика развития речи дошкольников. Обучение двуязычных детей: учебное пособие для среднего профессионального образования. - Москва, 2020.
133. Роуди М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетч-ноутингу. [Электронный ресурс] / пер. К. Наумов. - Москва : Манн, Иванов и Фарбер, 2013. - 224 с.
134. Русский букварь для мигрантов. Учебно-методический комплекс / под ред. проф. И. П. Лысаковой. - Москва, 2010.
135. Ряузова О. Ю., Булах Е. А. Потенциал виртуальных экскурсий в обучении студентов на занятиях по РКИ. Москва, 2021.
136. Ряузова О. Ю., Юдушкина О. В. Работа с культуроведческим текстом с использованием QR-кода при обучении иностранных студентов русскому языку // Педагогика искусства. - 2020. - № 1.
137. Савиных А. Возможности образовательного подхода CLIL в обучении проживающих за рубежом детей с родным и наследуемым русским языком // Преподавание русского языка за рубежом в эпоху коронавируса / под ред. Гельфрейх П. Г. и Голубевой А. В. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2021. С. 557-564.
138. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - Москва : Владос, 1997. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0317/index.shtml (дата обращения: 27.02.2022). Садыкова Т. Р. Классификация видов иноязычного чтения в языковом вузе // Молодой ученый. - 2019. - № 42 (280).
139. Сазонова А. В. Языковые системы тестирования в Европе и в России: причины создания, цели и задачи // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2018. - № 3. - С. 127-134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sistemy-testirovaniya-v-evropeiv-rossii-prichiny-sozdaniya-tseli-i-zadachi (дата обращения: 07.04.2022).
140. Салехова Л. Л., Григорьева К. С., Лукоянова М. А. Педагогическая технология двуязычного обучения CLIL. - Казань : Казанский федеральный университет, 2020.
141. Саматова Л. М. Метапредметная роль русского языка в зарубежной школе и ее отражение в учебной литературе издательства «Русский язык. Курсы» // Билингвизм в современном мире: материалы международной научно-практической конференции, 22-23 марта 2019, Парма-Милан / под ред. Гельфрейх П. Г. и Голубевой А. В. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2019.
142. Саматова Л. М., Горина Н. Н., Лаврова О. В. Окружающий мир: учебное пособие для детей-билингвов. Кн. 1. - Москва : Русский язык. Курсы, 2019.
143. Саматова Л. М., Горина Н. Н. Окружающий мир: учебник для билингвов 8-9 лет. - Москва, 2022.
144. Сахипгареева Л. А., Пономарева Я. С. Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 17. - С 212-215. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-portfel-kak-odno-iz-perspektivnyh-sredstv-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 06.04.2022).
145. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.
146. Семина А. И. Предметно-интегративное обучение русскому языку как иностранному на подготовительных факультетах российских вузов (физико-математический модуль) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. - Москва, 2020. - 206 с.
147. Сенцова В. А. Поликодовые тексты как средство обучения итальянских учащихся русской грамматике (I сертификационный уровень) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2017. - 184 с.
148. Синева О. В., Шорина Т. А. Человек, его характер, мир: изучаем играя: пособие по развитию речи для детей, изучающих русский язык как ино странный и неродной. - Москва : Русский язык. Курсы, 2008. - 88 с.
149. Сиротова А. А. Выбор модели предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 2 (февраль). URL: http://ekoncept.ru/2019/191017.ht
150. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС: пособие для учителя. - Москва : Издательство Баласс, 2013.
151. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: дис. … д-ра филол. наук: 10.02.19. - Москва, 2006. - 323 с.
152. Составление вопросов низкого и высокого порядка при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. URL: http://zkoipk.kz/smartconf2019/1-section/5151-conf.html
153. Степанова Е. А. Типичные речевые нарушения у детей-билингвов: к вопросу классификации // Проблемы онтолингвистики - 2018: материалы ежегодной международной научной конференции. 20-23 марта 2018, Санкт-Петербург / РГПУ им. А. И. Герцена, кафедра языкового и литературного образования ребенка, лаборатория детской речи, межвузовский центр билингвального и поликультурного образования; редкол.: Т. А. Круглякова (отв. ред.), Т. А. Ушакова, М. А. Еливанова,Т. В. Кузьмина.- Иваново: ЛИСТОС, 2018.
154. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж, 2001.
155. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Е. С. Полата. - Москва, 2004. - 416 с.
156. Тестирование по русскому языку как иностранному (ТРКИ, уровни А1-С2). URL: https://gct.msu.ru/testirovanie-TRKI/ (дата обращения: 06.04.2022).
157. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма // Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. Факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. IV: Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. - С. 208-223.
158. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 06.04.2022).
159. Филатова И. В., Каштанова С. Н. Особенности письма младших школьников, находящихся в билингвальных условиях // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4. - С. 243-245.
160. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989.
161. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - Москва : Высшая школа, 2005.
162. Хамраева Е. А. Детский модуль в РКИ. Русская школа за рубежом: особенности организации // Русский язык за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 44-54.
163. Хамраева Е. А. Русский язык для детей-билингвов. Теория и практика: учебное пособие. - Москва : Билингва, 2015. - 152 с.
164. Хамраева Е. А. Теория и методика обучения детей-билингвов русскому языку: монография. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 155 с.
165. Хамраева Е. А. Теория и методика обучения детей-билингвов русскому языку: монография: к 220-летию Герценовского университета / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 155 с.
166. Хамраева Е. А. Система диагностических измерителей по русскому языку и развитию речи для детей-билингвов // Материалы Всероссийского научно-практического семинара для учителей общеобразовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся. - Москва, 2018.
167. Хамраева Е. А. Лингводидактические основы измерения коммуникативных умений билингвов // Наука и школа. - 2018. - № 3.
168. Хамраева Е. А., Саматова Л. М. Шаг за шагом. Азбука. - Москва : Русское слово, 2021.
169. Хамраева Е. А., Саматова Л. М. Шаг за шагом. Азбука. А1.1. Книга 1: учебник для детей, изучающих русский язык за рубежом. - Москва, 2021. - 184 с.
170. Хамраева Е. А., Саматова Л. М. Шаг за шагом. Русский язык. А1.2. Книга 2: учебник для детей, изучающих русский язык за рубежом. - Москва, 2021. - 120 с.
171. Хамраева Е. А., Саматова Л. М., Новикова А. К., Шорина Т. А., Ряузова О. Ю. Лингводидактическая диагностика для школ русского зарубежья: учебно-методическое пособие для учителей русских школ, родителей и детей, изучающих русский язык в образовательных организациях вне Российской Федерации / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования. - Санкт-Петербург, 2018.
172. Хамраева Е. А., Саматова Л. М., Шорина Т. А., Павлова Е. В., Ряузова О. Ю. Лингводидактическая диагностика. Русский язык: общие учебные умения, 6-14 лет. - Москва : Русский язык. Курсы, 2020. -144 с.
173. Хауген Э. Языковой контакт // Новое в лингвистике. - 1972. - № 6.
174. Хомский Н. Язык и мышление. - Москва, 1972.
175. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. II / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 656 с.; ил.
176. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / сост. Л. В. Московкин, А. Н. Щукин. - Москва : Русский язык. Курсы, 2010.
177. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - Москва : Владос, 2000. - 240 с.
178. Цейтлин С. Н., Чиршева Г. Н., Кузьмина Т. В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия : научная монография. - Санкт-Петербург, 2014.
179. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва, 2017.
180. Цейтлин С. Н. Как осваивается язык? // Русский консультант: материалы лекций и вебинаров для учителей русских школ зарубежья / сост. Т. А. Круглякова. - Санкт-Петербург, 2018. - 392 c.
181. Чиршева Г. Н. Детский билингвизм. Одновременное усвоение двух языков. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2012.
182. Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. - Москва, 1978.
183. Шибко Н. Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2014.
184. Шорина Т. А. Технология аудирования для преподавания русского языка как иностранного // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 6.
185. Шорина Т. А. Роль аудирования в решении проблемы социокультурной адаптации учащихся-инофонов // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 9.
186. Шорина Т. А. Методическое сопровождение подготовки учителя русского языка к обучению учащихся-инофонов аудированию: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Москва, 2016.
187. Шорина Т. А. Предметно-языковое интегративное обучение: история, культура, русский язык, литература в музыкальных произведениях русских композиторов // Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии. Сборник тезисов международного семинара: из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество»: в рамках мероприятий Международного года языков коренных народов. - Москва, 2019.
188. Шорина Т. А. Использование технологии предметно-языкового интегративного обучения в билингвальном образовании // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху. / ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2020. - С. 375-383.
189. Шорина Т. А., Ряузова О. Ю. Новые формы итоговой аттестации детейбилингвов, обучающихся в зарубежных школах: ПреОГЭ и ПреЕГЭ // Язык, общество, человек: материалы VII Международного педагогического форума. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 211-219.
190. Шостакович Д. Вальс № 2. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vauo4o-ExoY
191. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Ленинград, 1974.
192. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. - 4-е изд. - Москва : Филоматис, 2006. - 480 с.
193. Щукин А. Н. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. - Москва : Флинта, 2018.
194. Ягунова Е. В. Спонтанный нарратив у детей и у взрослых // Санкт- Петербургская школа онтолингвистики: сб. науч. ст.: к юбилею д-ра филол. наук проф. Стеллы Наумовны Цейтлин / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; отв. ред. Т. А. Круглякова. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - С. 144-158.
195. Anderson L. W. & Krathwohl D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. - New York: Longman, 2001.
196. Balboni Paolo E., Coonan Carmel M. Fare CLIL. Loescher editore. - Torino, 2014. - Р. 17.
197. Basic concepts of Intercultural Communication: Selected Readings / Ed. by Milton J. Bennett. 1998
198. Culture as the Core: Integrating Culture into the Language Curriculum / Ed. by R. Michael Paige, Dale L. Lange & Yelena A. Yershova. 1999
199. Larry A. Samovar, Richard E. Porter Communication between cultures, 2nd ed. 1995.
200. Bloom B. S. (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman, 1956.
201. CEFR, уровни и профили. URL: https://www.coe.int/ru/web/lang-migrants/cefr-and-profiles (дата обращения: 06.04.2022).
202. Churches A. Bloom’s Digital Taxonomy. - Canberra, 2007.
203. Comparing scores to IELTS. URL: https://www.cambridgeenglish.org/images/461626-cambridge-english-qualifi cations-comparing-scores-to-ielts.pdf (дата обращения: 05.04.2022).
204. Coyle D., Hood P. and Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
205. Dale L. CLIL Activities: A Resource for Subject and Language Teachers / L. Dale, R Tanner. - Cambridge: Cambridge University Press, 2012. -304 p.
206. Dueñas M. A Description of Prototype Models for Content-Based Language Instruction in Higher Education [Электронный ресурс] / M. Dueñas // Bells: Barcelona English Language and Literature Studies. - 2003. - Vol. 12. - URL: http://www.publicacions.ub.es/revistes/bells12/PDF/art04.pdf
207. Figueroa L. Knowing the code // Hispanic. - Jan/Feb 1995. - Vol. 8.
208. Grosjean, F. Bilingual: Life and Reality. - Cambridge, Mass: Harvard Uni versity Press, 2010.
209. Harding-Esch E. & Riley The bilingual Family: A handbook for parents. - Cambridge: Cambridge University, 2003.
210. Marsh D., Langé G. Implementing Contents and Language Integrated Learning. - University of Juväskylä, 1999.
211. Monica Barni, Anna Bandini, Laura Sprugnoli, Silvia Lucarelli, Anna Maria Scaglioso, Beatrice Strambi, Chiara Fusi, Anna Maria Arruff oli. Linee guida CILS Certifi cazione di Italiano come Lingua Straniera Università per Stranieri di Siena, Guerra Edizioni, 2009.
212. Juan Garau M. & Pérez C. A contrastive study of tense-aspect in the Catalan/ English oral production of a young bilingual // VIIIth International Congress for the study of Child Language / Abstracts. - San Sebastian, 1999.
213. Krashen Stephen D. Second Language Acquisition and Second Language Learning. - Oxford: Pergamon, 1981.
214. Marzano R. J. Designing a new taxonomy of educational objectives. - Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2000.
215. Wei L. Syntagmatic code-switching as the first sign of language attrition: Examples of two Mandarin-speaking children in Britain // 8th International Congress for the Study of Child Language: Abstracts. - San Sebastian, 1999.